Сущность экспертных методов выработки решений. Метод Дельфи
Метод Дельфи - это способ принятия сложных решений; инструмент, позволяющий учесть независимое мнение каждого члена группы экспертов.
Экспертное мнение основано на мнении специалистов в пересекающихся областях: психологии, социологии, математике и др.
Основными условиями применения экспертных методов являются:
- наличие квалифицированных специалистов,
- согласование поставленных условий между членами группы.
Экспертные методы принятия решений подразумевают:
- выбор цели и приоритетов,
- прогноз возможных вариантов события,
- составление рейтинга,
- определение приоритетных направлений,
- определение коллективного решения методом Дельфи.
Метод Дельфи используется на этапе формирования проблематики и оценки состояния существующей задачи. Данный метод основан на многочисленных анонимных интервью. Идея разрабатывается благодаря коллективному мозговому штурму. Большое количество людей оценивают проблему и после этого предлагают варианты решения проблемы.
Как результат, метод Дельфи позволяет получить экспертное мнение по тем или иным вопросам каждого участника мероприятия. Очень важное условие данного метода: участники должны не зависеть друг от друга. Другими словами, такие группы эффективнее решают поставленные задачи, чем сформированные заранее коллективы. Как результат организаторы получают независимую оценку существующей проблемы.
История разработки метода Дельфи
Метод Дельфи был разработан стратегическим центром «RAND» в 1950-1960-е годы. Главной целью метода было составление прогноза влияния новых технологий на ведение военных действий. Создатели метода - Олаф Хэлмер, Норман Дэлки, Николас Решер.
Свое название метод получил в честь Дельфиского оракула, который находился при храме в Дельфах. Древнегреческая мифология гласит, что именно благодаря его жрице Аполлон уничтожил змея Пифона. Слова пифии (жрицы) толковались жрецами, которые служили в храме.
Метод Дельфи относится к эвристическим методам принятия решений и количественным методам исследования. Достаточно часто он используется при стратегическом планировании в крупных зарубежных компаниях. Однако в России его используют очень редко, в основном в крупных компаниях, ориентированных на Запад.
Первая причина непопулярности метода в нашей стране: во-первых, его нетрадиционность и, во-вторых, отсутствие специалистов в данной области.
Этапы реализации экспертных методов принятия управленческих решений
Метод Дельфи относится к эвристическим количественным методам, поэтому первый этап (предварительный) в данном методе - осуществление подбора участников. Группа делится на специалистов и аналитиков. Специалисты высказывают мнение по указанной проблеме, а аналитики изучают экспертное мнение, после этого принимают окончательное решение.
На втором этапе экспертная группа исследует проблему. Основной вопрос разделяют на несколько мелких вопросов. Аналитики решают каждый вопрос по отдельности. Вопросы группируют по важности и сложности.
После сортировки вопросов в игру вступают эксперты. Специалисты проверяют ответы. При необходимости они повторно задают вопросы экспертной группе. Но теперь на эти вопросы необходимо предложить пути их решения. Здесь используются множество факторов: идеи, ресурсы, возможности. Этапы повторяют до того момента, пока участники не придут к единому мнению.
Основными особенностями метода Дельфи являются полная анонимность опросов и их многоуровневость. Заочные исследования позволяют избежать воздействия опытного экспертного мнения на остальных членов команды. Члены экспертной группы должны работать отдельно друг от друга.
Особенности дельфийского метода состоят в следующих характеристиках:
- вопросы опросника должны быть ясными и четкими без двойного смысла,
- экспертная группа должна отвечать на вопросы словами и числами,
- экспертная группа должна получить всю необходимую информацию,
- ответы на опросник должны быть аргументированными,
- экспертная группа должна состоять их большого количества человек,
- между этапами не должны быть перерывов,
- этапы должны повторяться,
- эксперты должны отбираться на регулярной основе,
- оценка идей должна проводиться по заранее согласованной формулировке,
- обсуждение должно быть масштабным.
Плюсы метода заключаются в удобстве принятия решений, при этом процесс учитывает мнение всех участников, мнение независимо от мышления более опытных участников, задача изучается со всех сторон.
К недостаткам относят большие полномочия организаторов опросов, эксперты в таких условиях беззащитны. Решение, которое основано на коллективном мнении, не всегда корректно. Достаточно часто творческие мнения в группе не учитывают. Аналитический этап достаточно долго длится по времени, а некоторые участники боятся высказать собственное мнение и склоняются к большинству. Организаторы опросов очень часто давят на экспертов.
Для того, чтобы избежать проявления данных недостатков необходимо, чтобы компании относились к разным структурам, а проблему нужно прогонять через разные экспертные группы.
Очень многим кажется, что метод Дельфи очень сложный в применении, но на простом примере можно доказать, что это не так. Так, например, нефтяная компания хочет заменить специалистов на одном из участков. Данная замена должна быть целесообразна. Для этого собирают экспертов, в задачу которых входит определить, в какой промежуток времени данную проверку можно автоматизировать. После дискуссий был составлен план и окончательный прогноз, согласно которому компания решила внедрять новые технологии.
Метод Дельфи способен решать управленческие и другие сложные задачи. Основной его принцип - анонимность. При этом благодаря такому методу можно решить досконально проблему и избежать предвзятости, сохраняя нейтралитет. Основная цель метода Дельфи – это сохранение нейтралитета.