Дизайн-мышление - это способ проектирования и решения задач, которые непосредственно связаны с интересами пользователя.
Основные сведения о дизайн-мышлении
В процессе управления проектами некоторые менеджеры сейчас начинают принимать меры с точки зрения дизайн-мышления. Этим термином принято обозначать способ проектирования и решения задач, которые направлены, прежде всего, на интересы пользователя.
Дизайн-мышление выявляет у пользователя потребность, даже если она скрытая, после чего формирует отклик на нее. Это происходит за счет акцентирования внимания на том, что представляет для пользователя реальную ценность.
Отсюда можно сделать вывод о том, что через дизайн-мышление определяется, какой именно продукт нужен клиенту. Более того, дизайн-мышление рассматривается как практика разработки продуктов и/или услуг с учетом опыта пользователя и заказчика.
В основе дизайн-мышления как методологии решения различных задач лежит творческий подход. Это означает, что дизайн-мышление представляет собой развитие творческого процесса, в котором к лучшему решению проблемы могут привести даже самые неожиданные идеи.
Следовательно, довольно часто причиной применения дизайн-мышления является потребность в преодолении стереотипов и нестандартном решении задачи. Дизайн-мышление может быть использовано в любой сфере, где необходимо решить конкретную проблему конкретного пользователя.
Организации, которые используют в своей работе такой способ, как дизайн-мышление, могут получить для себя ряд выгод. В частности, оно способствует повышению лояльности клиентов, так как они получают продукт, который учитывает их интересы. Рассматриваемый способ решения задач, как правило, развивает креативное мышление в командах, вследствие чего в организации стимулируется культура инноваций.
Кроме того, кропотливое исследование и свободные эксперименты, которые имеют место при дизайн-мышлении, приводят к созданию удачных и жизнеспособных решений. Благодаря этому повышается скорость выхода продуктов на рынок и предотвращается возникновение у организации лишних трат.
Для успешной реализации дизайн-мышления рекомендуется соблюдать следующие три принципа:
- проявлять эмпатию, т. е. понять чувства и эмоции другого человека через постановку себя на его место;
- мыслить широко, что означает охват проблемы и в целом, и во всех возможных деталях;
- быть готовым проводить эксперименты, т. е. не бояться ошибиться и пробовать снова.
Впервые идея дизайн-мышления была сформулирована в 1969 году Гербертом Саймоном. В дальнейшем развитием этой идеи стали заниматься ученые Стэнфордского университета, которые спустя некоторое время основали Стэнфордский институт дизайна, активно продвигающий до сих пор идею дизайн-мышления. В результате этой работы некоторые компании (например, Google) признают дизайн-мышление в качестве парадигмы и идеологии, на основе которой происходят процессы придумывания и тестирования новых идей.
Описание составных частей дизайн-мышления
Применение дизайн-мышления для целей проектного управления означает осуществление определенных процессов, из которых состоит рассматриваемый способ. В частности, сначала важно проанализировать опыт пользователя и контекст, в котором он находится. Через этот путь сбора информации устанавливают имеющиеся у пользователя желания и понимают его проблемы (запросы). После обработки всей собранной информации происходит фокусировка, когда выделяется главная проблема пользователя.
Следующая часть дизайн-мышления заключается в генерации идей (потенциальных путей решения этих проблем). Она, например, может происходить через мозговой штурм. В конце из всех собранных идей выбирается одна идея, на которой целиком сосредотачивается дальнейшее внимание всех членов команды проекта.
Процесс творческого мышления зачастую находит отражение через создание эскизов, прототипов, рисунков, когда с их помощью члены команды проекта подтверждают или опровергают свои гипотезы. При использовании полученного материала в дальнейшем может происходить моделирование, тестирование, оценка и другие процедуры. Они в основном направлены на получение обратной связи от потенциального пользователя, на основании чего принимается окончательное решение.
Таким образом, процесс дизайн-мышления может быть представлен как совокупность последовательно реализуемых шести этапов, которые подразделяются на две фазы. Первая фаза - дивергентная, которая заключается в сборе информации и открытии разных вариантов решений. Вторая фаза - конвергентная, которая заключается в изучении всего множества идей, после чего определяют итоговое решение задачи / проблемы.
Дизайн-мышление по большей части может быть охарактеризовано следующими отличительными чертами:
- Совершение действий должно соответствовать стратегиям, которые направлены на решение задач (данные стратегии предлагаются проектировщиками, которые изучают и переосмысливают заданную проблему и ее контекст, достигая, тем самым, ее конкретного определения).
- Практикуются продуктивные рассуждения (когнитивные стратегии) в рамках мышления, ориентированного на решения, что проявляется через использование менеджерами гипотезы решения в качестве средства развития своего понимания проблемы.
- Активно применяются абдуктивные рассуждения, невербальные, графические / пространственные средства моделирования.
Таким образом, в сфере управления проектами менеджеры и специалисты, уполномоченные на решение неких деловых, инженерных или иных задач, могут применить такой способ, как дизайн-мышление. Оно характеризуется ориентированностью на клиентов и реализацией творческого подхода, что зачастую оказывается весьма кстати при реализации многих проектов.