Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Дивидендная политика предприятия

Все предметы / Менеджмент / Дивидендная политика предприятия
Содержание статьи

Общая характеристика дивидендной политики

Определение 1

Дивидендная политика предприятия – это политика, которую акционерное общество применяет к вопросам распределения прибыли фирмы между владельцами акций.

Иногда понятие дивидендной политики толкуется расширительно и применяется не только к акционерным обществам, но и к компаниям другой организационно-правовой формы. Юридически выплаты собственникам в таком случае не являются дивидендами, но с точки зрения финансового менеджмента механизм похож: собственник получает долю прибыли в зависимости от доли вложений в собственный капитал предприятия.

Если компания ориентируется на рост капитализации в долгосрочном периоде, ей нельзя обойтись без понятной и последовательной дивидендной политики. Если дивидендная политика четко обозначена и выполняется в соответствии с написанным, у компании в глазах инвесторов формируется благоприятный корпоративный имидж, положительная репутация. Однако уровень осознанности российских компаний по этим вопросам пока что невысок. Даже если принимается решение о выплате высоких дивидендов, драйвером этого является не стремление продемонстрировать стабильность и ответственность потенциальным инвесторам, а желание собственников (в первую очередь – крупных, способных оказывать влияние на принимаемые решения) получить доход лично для себя.

Дивидендная политика должна поддерживать баланс между интересами компании и ее акционеров. При определении размера выплаты по дивидендам необходимо ориентироваться на:

  • повышение инвестиционной привлекательности фирмы,
  • рост капитализации компании,
  • строгое соблюдение и уважение прав акционеров в соответствии с действующими законами.

К целям, которые компания должна преследовать при формировании дивидендной политики, относятся:

  • признание объема дивидендов одним из важнейших показателей привлекательности компании для инвесторов,
  • увеличение выплат дивидендов за счет последовательного увеличения суммы прибыли или доли выплачиваемых дивидендов в структуре нераспределенной прибыли.

Дивидендная политика, проводимая компанией, определяет спрос на ее акции. Выплаченные в прошлых периодах дивиденды сигнализируют, получает ли компания прибыль с достаточной стабильностью, насколько эффективно вообще работает. Руководитель каждый раз стоит перед дилеммой:

  • направить большую часть прибыли на выплату дивидендов, чтобы заинтересовать инвесторов,
  • реинвестировать прибыль в развитие предприятия. Реинвестирование – доступный, дешевый и эффективный способ привлечения финансовых ресурсов.

Готовые работы на аналогичную тему

Перед тем, как сформировать дивидендную политику, необходимо ответить на два вопроса:

  • сильно ли величина дивидендов повлияет на состояние компании?
  • какую величину дивидендов стоит выплачивать?

Существуют законодательные ограничения на выплату дивидендов. Так, в частности, ее запрещено проводить, если устав компании не был полностью оплачен или если стоимость активов опустилась ниже размера уставного капитала. Но в целом предприятия имеют достаточно большую свободу при определении своих отношений с акционерами.

Типы дивидендной политики

Хотя каждая фирма проводит индивидуальную, в чем-то даже уникальную дивидендную политику, все их многообразие можно разделить на несколько типов. Так выделяют три подхода к определению дивидендной политики, в рамках которых реализуются различные их типы:

  • консервативный подход (включает в себя остаточную политику дивидендных выплат и политику стабильного размера дивидендов),
  • компромиссный (умеренный) подход (включает в себя политику минимального гарантированного размера дивидендов, предполагающую надбавки в определенных периодах),
  • агрессивный подход (включает политику стабильного уровня дивидендов и политику постоянного роста размера дивидендов).

Рассмотрим подробнее указанные типы дивидендной политики:

  • в соответствии с остаточной политикой дивидендный фонд формируется после того, как прибыль распределена на формирование финансовых ресурсов предприятия в соответствии с планируемыми инвестициями. При применении такой политики предприятие может активно развиваться и обеспечивать финансовую устойчивость. Однако дивидендные выплаты непредсказуемы и нестабильны, что негативно влияет на рыночный курс акций,
  • при политике стабильного размера выплаты сумма дивидендов не меняется на протяжении длительного периода (разве что корректируется на уровень инфляции, если она достаточно высока). Политика отличается надежностью, благодаря чему у акционеров формируется ощущение уверенности. Акции на фондовом рынке за счет этого также демонстрируют стабильность. Плохо, что такая политика слабо связана с финансовыми результатами предприятия, поэтому если полученная прибыль мала, выплаты дивидендов тормозят инвестиционную активность,
  • политика экстра-дивиденда (минимальный гарантированный размер с возможной надбавкой) – взвешенная политика, которая позволяет учитывать финансовые результаты и обеспечивать сохранение инвестиционной активности компании,
  • при политике стабильного уровня дивидендов определяется норматив коэффициента дивидендных выплат, который применяется в долгосрочном периоде и рассчитывается относительно полученной прибыли. Однако если прибыль нестабильна, то нестабильным будет и размер дивидендов, что не нравится акционерам,
  • при политике постоянного возрастания размера дивиденда имидж компании улучшается, но она может привести к возрастанию финансовой напряженности, если рост прибыли недостаточен. Также эта политика недостаточно гибкая для случаев неблагоприятной конъюнктуры. Применение такой политики доступно только для процветающих и активно развивающихся предприятий.

В некоторых ситуациях компании применяют альтернативные варианты выплаты дивидендов – не деньгами, а ценными бумагами. Акционеры могут либо продать ценные бумаги, либо оставить их себе.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис