Понятие делегирования
Делегирование, как управленческое действие, большинство менеджеров называют основным секретом успеха. Кто умеет делегировать, тот чаще других достигает успеха в управленческой деятельности.
Делегирование является организацией работы, при которой руководитель занимается распределением между сотрудниками организации определенных поручений. Проще говоря, делегирование включает в себя передачу сотруднику организации различных задач или действий, которые обязан выполнить руководитель, вместе с нужными для этого полномочиями.
Делегирование представляет собой действие, которое является совершенно необходимым.
Существует две основные причины, почему делегирование является таким необходимым:
- Каждодневный объем работы, которую необходимы исполнить руководителю, всегда является выше чем его физические и временные возможности. Каждый день ему необходимо делать больше, чем он может, и это является нормальным. А поручение различных дел и заданий другим сотрудникам позволяет руководителю исполнить наибольший объем работы;
- Подчиненный способен делать определенную работу или справиться с определенной задачей намного лучше, чем руководитель. Этого не нужно бояться, а наоборот, это необходимо поощрять и культивировать. Хороший менеджер это не тот, кто умеет делать какое-либо дело лучше других сотрудников, а тот, кто руководит таким образом, что каждый сотрудник выполняет свое дело самым наилучшим образом.
Согласно другому определению, делегирование включает в себя процесс передачи руководителем определенного количества своих служебных функций подчиненным, при этом без активного вмешательства в их действия.
Функция делегирования
Основной принцип делегирования полномочий заключается в передаче руководителем некоторых возложенных на него полномочий, прав и ответственности другим компетентным в данной области работникам.
Традиционно, делегируются такие виды работ как:
- Рутинная работа;
- Специализированная деятельность;
- незначительные и малозначимые вопросы;
- Какая-либо подготовительная работа.
Но, существует целый комплекс управленческих задач, решение которых необходимо оставить за руководителем. Основной долг руководителя в организации заключается в том, чтобы принять на себя исполнение задач с наивысшей степенью риска, а также те задачи, которые включают в себя вопросы стратегической важности, а также задачи, которые имеют конфиденциальный характер.
Делегированию не подлежат такие вопросы, как:
- Определение целей;
- Принятие наиболее важных решений;
- Разработка политики организации;
- Руководство сотрудниками и их мотивация;
- Задачи наивысшей степени риска;
- Необычные и исключительные дела;
- Задачи, носящие строго доверительный характер.
При делегировании полномочий руководитель:
- Делегирует (устанавливает) обязанности;
- Выявляет права и уровень ответственности при исполнении полномочий.
Преимущества делегирования полномочий заключаются в том, что:
- Появляется возможность заниматься задачами, которые требуют личного участия руководителя;
- Сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах формирования организации;
- Наилучший метод мотивации творческих и активных работников;
- Наилучший метод обучения;
- Способ профессиональной карьеры.
Делегирование полномочий происходит как на официальной, так и большей частью на полуофициальной или даже неофициальной основе. Помимо этого делегирование подразумевает наличие благоприятного морального и психологического климата в организации.