Функции системы инновационного менеджмента
Система инновационного менеджмента на предприятии – это комплекс элементов, обеспечивающих реализацию стратегического управления, ориентированного на формирование и достижение инновационных целей путем рационального использования разнородных ресурсов (материальных, финансовых, трудовых).
Инновационный менеджмент служит для того, чтобы строго определить ведущие направления научно-технической и производственной деятельности предприятия по ряду областей:
- разработка новой продукции,
- внедрение разработок,
- совершенствование и модернизация выпускаемой продукции,
- снятие с производственной линии устаревших видов продукции.
Инновационный менеджмент реализует ряд функций. Говоря о функциях менеджмента вообще, чаще всего имеют в виду определенный набор возможностей, которые дает управленческая деятельность. Применительно к инновационному менеджменту функции выражаются в возможности оказывать воздействие на инновационные процессы.
К функциям управленческих субъектов относят:
- планирование,
- организацию,
- контроль,
- прогнозирование,
- координацию,
- регулирование,
- стимулирование.
Объект управления тоже имеет собственные функции, в частности:
- рисковое инвестирование (капиталовложение),
- управление источниками финансирования,
- организация инновационных процессов,
- рыночное продвижение инноваций.
В качестве взаимосвязанных функций инновационного менеджмента можно выделить:
- планирование,
- организацию процессов (управление на основе процессного подхода),
- стратегический маркетинг (который обеспечивает продвижение инновационных продуктов на рынок),
- контроль и учет,
- мотивацию, стимулирование и регулирование.
Методы в системе инновационного менеджмента
К основным методам, применяемым в системах инновационного менеджмента, относят:
Метод принуждения. Это метод, посредством которого управляющая подсистема оказывает влияние на управляемую. Основой этого метода являются нормативно-правовые акты, действующие в стране или регионе, информативно-директивные и методические указания самой компании или вышестоящих организаций, проекты, планы, программы, задания руководителей,
Метод побуждения. Этот метод нужен для того, чтобы обеспечивать эффективное использование ресурсов, повышение конкурентоспособности предлагаемой продукции, а также положительное влияние на качество жизни населения в рамках политики и идеологии развития системы. В основе данного метода лежит максимально возможная оптимизация управленческих решений, а также мотивация работников на его реализацию. При этом производится экономическое стимулирование работников на то, чтобы система приблизилась к достижению итоговых ориентиров и показателей,
Метод убеждения. В нем используется изучение психологических портретов личностей, и, на основе этого, мотивация потребностей. Для того, чтобы убедить сотрудника выполнять задания с максимальной эффективностью, наиболее качественным образом и в установленный срок, субъект управления должен понимать его психологические установки,
Метод сетевого планирования и управления – это графоаналитический метод, применяемый для управления процессом проектирования в разнообразных системах. Сущность этого метода заключается в построении сетевых графиков – графических моделей всех типов работ, служащих для выполнения заданий. В такой модели находит отражение логическая взаимосвязь между работами, а также последовательность их выполнения,
Методы прогнозирования – взаимосвязь приемов и способов мышления, которые позволяют построить относительно достоверное суждение о том, как будет развиваться объект в будущем. Исходными данными служат сведения, получаемые в ходе анализа объекта прогнозирования (его текущего состояния и тенденций изменения),
Методы анализа, основывающиеся на ряде принципов:
- единство анализа и синтеза. Все анализируемые предметы и явления делятся на составные части, чтобы изучить их свойства и в дальнейшем рассматривать их с точки зрения взаимозависимости и взаимосвязи,
- выполнение строгого ранжирования факторов с выделением ведущих звеньев, которые включают постановку целей и определение способов, которыми эти цели могут быть достигнуты,
- обеспечение сопоставимости альтернатив по различным критериям – объемам, срокам, условиям применения анализируемых объектов, качеству, способам сбора информации,
- оперативность и своевременность,
- определенность в количественном аспекте.
Формы реализации систем инновационного менеджмента
Системы инновационного менеджмента могут быть реализованы в разных формах:
- специализированные подразделения, такие как советы, комитеты, рабочие группы. Эти подразделения определяют ключевые направления инновационных процессов и вносят конкретные предложения, обеспечивающие принятие решений,
- самостоятельные подразделения, занимающиеся новыми продуктами. В этом случае ведется регулирование инновационной деятельности по компании в целом, разрабатываются программы и планы инновационной деятельности, рассматриваются проекты создания новой продукции,
- проектно-целевые группы, которые занимаются научными исследованиями, разрабатывают и производят новую продукцию,
- центры развития, деятельность которых связана с внедрением новых продуктов, завоеванием рыночной позиции и расширением объема продаж,
- отделы НИОКР, прилагающие усилия к разработке и своевременному доведению до этапа освоения, производства и реализации новых идей,
- фонды стимулирования инноваций, которые ускоряют внедрение в серийно-массовое производство выпускаемой продукции,
- аналитические группы, строящие прогнозы изменения спроса на инновационные товары.
Система управления инновациями должна носить комплексный и непротиворечивый характер, учитывать специфику отрасли и государства. В таком случае предприятие сможет развивать конкурентные преимущества и достигать успеха на новых рынках.