Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анри Файоль: административное управление

Теория административного управления А. Файоля

Замечание 1

Анри Файоль – французский инженер, которого считают основателем классической административной управленческой школы. Он был первым теоретиком, поднявшимся над уровнем заводского цеха, обобщившим принципы и искусство управлять администрацией в целом.

Впервые Файоль предложил рассматривать управленческую деятельность в качестве самостоятельного объекта исследования и выделил пять основных элементов, которые формируют управленческий функционал:

  • планирование;
  • организация;
  • распорядительство;
  • координирование;
  • контроль.

Планирование – это не только шаги и отдельные ступени деятельности. В первую очередь, это попытка предсказать будущее и определить меры перехода в новое состояние. Файоль считал, что предвидение предполагает исчисление будущего и подготовку его осуществления, то есть, это практическое действие. Практическая основа этого процесса – разработка формального плана действий, который был представлен Файолем в качестве своеобразного образа будущего, где ближайшие события изображены более определенно, чем отдаленные, позволяющего предопределить действия, которые будут совершаться на протяжении некоторого отрезка времени.

Организация – это обеспечение предприятия всем необходимым для решения поставленных при планировании задач. Иными словами, функция организации состоит как из материального, так и социального аспектов. Организация деятельности персонала предполагает следующую работу:

  • правильный подбор персонала;
  • формулирование конкретных задач;
  • согласование усилий для более эффективного решения поставленных задач;
  • определение обязанностей и ответственности сотрудников.

Распорядительство – одна из первостепенных управленческих функций, смысл которой – добиться от работников максимальной трудовой отдачи в интересах всего предприятия. Файоль составил ряд правил, которые должны быть соблюдены руководителем, чтобы реализовать данную функцию:

  • в совершенстве знать всех работников в своем подчинении;
  • стремиться победить некомпетентность, увольняя непрофессиональных сотрудников;
  • хорошо знать условия, которые связывают предприятие со служащими;
  • давать позитивный пример подчиненным;
  • периодически инспектировать социальный организм предприятия;
  • проводить совещания с ведущими сотрудниками на предприятии, чтобы задать основные приоритеты для прикладываемых усилий;
  • не уделять мелочам большое количество времени, нанося тем самым ущерб важнейшим вопросам;
  • стремиться установить атмосферу, стимулирующую сотрудников к единению и активности.
«Анри Файоль: административное управление» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Координация – главная цель этой функции - гармонизировать взаимодействие различных структур и видов деятельности предприятия. Данный элемент должен сбалансировать разные аспекты деятельности организации, чтобы обеспечить рациональную пропорциональность доходов и расходов, согласованность и однонаправленность действий разных подразделений и пр. Для этого Файолем было предложено проведение еженедельных совещаний руководителей отделов с целью рассмотрения вопросов кооперации и обсуждения проблем взаимодействия.

Контроль – призван проверять соответствие деятельности сотрудников принятым планам, принципам и действующим инструкциям. Цель контроля – найти слабые стороны и ошибки, которые могут быть исправлены и предотвращены. Также контролем стимулируется процесс обратной связи и дается возможность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Иными словами, Файоль рассматривал управление в качестве универсального процесса, состоящего из пяти управленческих функций. Разработанная им концептуальная модель была так плодотворна, что дала жизнь многим современным школам и направлениям.

Принципы управления

Файолем было сформулировано 14 принципов управления, которые, как он считал, могут быть применены к любой административной деятельности:

  • разделение труда – повышает количество и качества результата в тех же условиях, что возможно благодаря сокращению количества одновременно выполняемых задач и повышение личностной специализации;
  • власть – право отдачи распоряжений и контроля за их выполнением. При этом Файоль различал официальный авторитет, который связан с занимаемой должностью, а также личный, который обусловлен индивидуально-личностными качествами;
  • дисциплина – послушание, лояльность, энергичность, то есть внешнее проявление знаков почтения, соответствующих принятым в организации соглашениям;
  • единство распорядительства – работник должен получать поручения только от своего непосредственного руководителя. Также он уважал авторитет руководителя;
  • единство управления – предполагает одного руководителя и один план проведения операций, направленных на достижение конкретных целей;
  • подчиненность индивидуальных интересов общим – интересы одного работника не могут противоречить интересам целого предприятия;
  • вознаграждение персонала – оплата труда должна быть справедлива и быть удовлетворительной и для персонала, и для организации;
  • централизация – необходимо достичь некоторое соответствие централизации и децентрализации, такое соответствие определяют его размеры и конкретные условия деятельности;
  • скалярная цепь - вертикаль власти, которая связывает все уровни подчинения, начиная высшей дистанцией и до низших ступеней, ей определяются каналы коммуникации и взаимодействия;
  • порядок – наличие места любой вещи на предприятии, а также нахождение любой вещи на своем месте;
  • справедливость – доброта и правосудие. Работник, чувствующий к себе справедливое отношений, испытывает приверженность целям организации, лоялен к руководителю и трудится с полной отдачей;
  • стабильность состава персонала относится к проблеме планирования и текучести кадров;
  • инициатива – способность разрабатывать план собственных действий и обеспечивать его выполнение. Чтобы подтвердить инициативу работников, нужно делегировать часть полномочий своим подчиненным;
  • корпоративный дух – предполагает создание и поддержку необходимого уровня гармонии на предприятии.

Также он отмечал, что все вышеперечисленные принципы не всегда требуют жесткого соблюдения.

Дата написания статьи: 23.05.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot