Теория административного управления А. Файоля
Анри Файоль – французский инженер, которого считают основателем классической административной управленческой школы. Он был первым теоретиком, поднявшимся над уровнем заводского цеха, обобщившим принципы и искусство управлять администрацией в целом.
Впервые Файоль предложил рассматривать управленческую деятельность в качестве самостоятельного объекта исследования и выделил пять основных элементов, которые формируют управленческий функционал:
- планирование;
- организация;
- распорядительство;
- координирование;
- контроль.
Планирование – это не только шаги и отдельные ступени деятельности. В первую очередь, это попытка предсказать будущее и определить меры перехода в новое состояние. Файоль считал, что предвидение предполагает исчисление будущего и подготовку его осуществления, то есть, это практическое действие. Практическая основа этого процесса – разработка формального плана действий, который был представлен Файолем в качестве своеобразного образа будущего, где ближайшие события изображены более определенно, чем отдаленные, позволяющего предопределить действия, которые будут совершаться на протяжении некоторого отрезка времени.
Организация – это обеспечение предприятия всем необходимым для решения поставленных при планировании задач. Иными словами, функция организации состоит как из материального, так и социального аспектов. Организация деятельности персонала предполагает следующую работу:
- правильный подбор персонала;
- формулирование конкретных задач;
- согласование усилий для более эффективного решения поставленных задач;
- определение обязанностей и ответственности сотрудников.
Распорядительство – одна из первостепенных управленческих функций, смысл которой – добиться от работников максимальной трудовой отдачи в интересах всего предприятия. Файоль составил ряд правил, которые должны быть соблюдены руководителем, чтобы реализовать данную функцию:
- в совершенстве знать всех работников в своем подчинении;
- стремиться победить некомпетентность, увольняя непрофессиональных сотрудников;
- хорошо знать условия, которые связывают предприятие со служащими;
- давать позитивный пример подчиненным;
- периодически инспектировать социальный организм предприятия;
- проводить совещания с ведущими сотрудниками на предприятии, чтобы задать основные приоритеты для прикладываемых усилий;
- не уделять мелочам большое количество времени, нанося тем самым ущерб важнейшим вопросам;
- стремиться установить атмосферу, стимулирующую сотрудников к единению и активности.
Координация – главная цель этой функции - гармонизировать взаимодействие различных структур и видов деятельности предприятия. Данный элемент должен сбалансировать разные аспекты деятельности организации, чтобы обеспечить рациональную пропорциональность доходов и расходов, согласованность и однонаправленность действий разных подразделений и пр. Для этого Файолем было предложено проведение еженедельных совещаний руководителей отделов с целью рассмотрения вопросов кооперации и обсуждения проблем взаимодействия.
Контроль – призван проверять соответствие деятельности сотрудников принятым планам, принципам и действующим инструкциям. Цель контроля – найти слабые стороны и ошибки, которые могут быть исправлены и предотвращены. Также контролем стимулируется процесс обратной связи и дается возможность адаптироваться к изменяющимся условиям.
Иными словами, Файоль рассматривал управление в качестве универсального процесса, состоящего из пяти управленческих функций. Разработанная им концептуальная модель была так плодотворна, что дала жизнь многим современным школам и направлениям.
Принципы управления
Файолем было сформулировано 14 принципов управления, которые, как он считал, могут быть применены к любой административной деятельности:
- разделение труда – повышает количество и качества результата в тех же условиях, что возможно благодаря сокращению количества одновременно выполняемых задач и повышение личностной специализации;
- власть – право отдачи распоряжений и контроля за их выполнением. При этом Файоль различал официальный авторитет, который связан с занимаемой должностью, а также личный, который обусловлен индивидуально-личностными качествами;
- дисциплина – послушание, лояльность, энергичность, то есть внешнее проявление знаков почтения, соответствующих принятым в организации соглашениям;
- единство распорядительства – работник должен получать поручения только от своего непосредственного руководителя. Также он уважал авторитет руководителя;
- единство управления – предполагает одного руководителя и один план проведения операций, направленных на достижение конкретных целей;
- подчиненность индивидуальных интересов общим – интересы одного работника не могут противоречить интересам целого предприятия;
- вознаграждение персонала – оплата труда должна быть справедлива и быть удовлетворительной и для персонала, и для организации;
- централизация – необходимо достичь некоторое соответствие централизации и децентрализации, такое соответствие определяют его размеры и конкретные условия деятельности;
- скалярная цепь - вертикаль власти, которая связывает все уровни подчинения, начиная высшей дистанцией и до низших ступеней, ей определяются каналы коммуникации и взаимодействия;
- порядок – наличие места любой вещи на предприятии, а также нахождение любой вещи на своем месте;
- справедливость – доброта и правосудие. Работник, чувствующий к себе справедливое отношений, испытывает приверженность целям организации, лоялен к руководителю и трудится с полной отдачей;
- стабильность состава персонала относится к проблеме планирования и текучести кадров;
- инициатива – способность разрабатывать план собственных действий и обеспечивать его выполнение. Чтобы подтвердить инициативу работников, нужно делегировать часть полномочий своим подчиненным;
- корпоративный дух – предполагает создание и поддержку необходимого уровня гармонии на предприятии.
Также он отмечал, что все вышеперечисленные принципы не всегда требуют жесткого соблюдения.