Сущность, предмет, содержание и задачи менеджмента
Менеджмент – это профессионально осуществляемая деятельность, направленная на достижение поставленных задач посредством рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов научного управления.
Достижение целей осуществляется за счет имеющихся ресурсов. Изначально развитие менеджмента было связано с управлением производством, а в дальнейшем трансформировалось в теорию управления поведением персонала.
Менеджмент как любая предметная область имеет категории:
- объекты и субъекты,
- функции,
- виды и методы,
- принципы.
Помимо категорий менеджмента принято рассматривать виды деятельности и стадии управления. По видам деятельности и ее последовательности менеджмент подразделяется на: стратегическое и оперативное управление и контроль.
Под стратегическим управлением понимают формирование общих целей организации, анализ ее сильных, слабых сторон, прогноз результатов.
Оперативное управление делится на создание определенной структуры и выполнение функций управления.
Под контролем понимают анализ результатов.
Менеджмент охватывает достаточно много видов деятельности организации:
- стратегическая деятельность (стратегический менеджмент),
- маркетинговая деятельность (маркетинговый менеджмент),
- финансы (финансовый менеджмент),
- управление персоналом (кадровый менеджмент),
- деятельность по разработкам и исследованиям (инновационный менеджмент).
Менеджмент отвечает за выполнение управленческих задач:
- тактической,
- стратегической.
Под тактической задачей понимают поддержание устойчивого функционирования организации, под стратегической – развитие фирмы и переход на более качественный уровень.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что ключевой задачей менеджмента является формирование информации, опыта и знаний, что позволяет обеспечивать успех компании на рынке.
Особенности менеджмента
В зависимости от своего характера менеджмент может быть цикличным или спиральным. Процесс определения менеджмента начинается с выявления взаимосвязей субъекта и объекта.
Анализ менеджмента рассматривается с двух точек зрения. Первая точка зрения – содержательная. На данном этапе проводят анализ содержания и деятельности. Вторая точка зрения – информационная. Заключается в изучении процессов обработки, хранения и передачи информации. В анализе менеджмента существует последовательность, которая подразделяется на этапы: прогноз, планирование, координацию, стимулирование, учет и контроль совместно с анализом.
Первый этап анализа менеджмента посвящен сбору первичной информации. После этого ее регистрируют, сохраняют на носителе и передают в обработку. Обработка первичной информации бывает математической и логической. Результатом обработки является синтетическая информация, которую представляют в виде документа. Далее данную синтетическую информацию передают субъекту управления. Субъект управления анализирует полученную информацию и принимает управленческое решение или отправляет ее на доработку. После формирования решения следует документальное оформление и архивация документов. Последний этап – это доведение решения до исполнителя.
Помимо этапов, у менеджмента есть функции. Первый, кто стал углубленно изучать функции менеджмента, - А. Файоль. Он утверждал, что управление – это в первую очередь планирование и контроль. Функции менеджмента разделяются на основании сфер деятельности организации. На практике применяются различные классификации менеджмента.
Первая функция менеджмента – это планирование. Планирование – это особая функция, которая отвечает за определение целей и постановку задач. Результатом этой функции является система планов.
Мотивационная функция побуждает сотрудников к деятельности, которая имеет направленность и цель. Процесс мотивации помогает устанавливать и оценивать неудовлетворённые потребности
Контролирующая функция отвечает за достижение поставленных целей. Функция контроля отвечает за то, какие виды контроля необходимо использовать, а также за анализ полученного результата.
Перечисленные функции затратны по времени и ресурсам. Помимо этого, реализация указанных функций должна осуществляться последовательно, поскольку осуществление обратной связи с многочисленными контурами приводит к одновременной реализации функций. Цикл из последовательностей функций достаточно универсален и применим не только для организации, но и для ее подразделений.
Взаимосвязь функций выражена в качественном исполнении каждого указанного этапа. Именно от качества зависит конечный результат.
У функций менеджмента есть связующий элемент - процесс принятия решений. Он отвечает за целеполагание, поскольку каждая функция несет за собой определённую цель. В процесс принятия решений входит процесс коммуникаций. При процессе коммуникаций происходит обмен информацией между сотрудниками. Именно благодаря этому процессу менеджер получает информацию для принятия решений. Данный процесс очень важен для принятия решений, в случае если происходит нарушение системы коммуникации, то решения могут быть ошибочны.
Процесс принятия решений в основном альтернативен. Это связано с тем, что в процессе работы менеджеру приходится принимать достаточно много решений: о постановке цели, о функциях организации.
Процессу целеполагания характерна иерархия установленных целей. При помощи данного процесса происходит согласование параметров внутренней и внешней среды.
Функциям менеджмента характерен динамизм, который направлен на все возникающие изменения внешней среды.
Анализ менеджмента по основным сферам деятельности организации необходим для поддержания высокой степени удовлетворённости персонала.