Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Национальный стандарт системы менеджмента качества

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Менеджмент качества / Национальный стандарт системы менеджмента качества
Содержание статьи

Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000

Определение 1

Национальный стандарт «Системы менеджмента качества» - это стандарт, принятый постановлением Госстандарта России и регламентирующий положения системы менеджмента качества.

Первый из национальных стандартов в сфере менеджмента качества – это ГОСТ Р ИСО 9000, в котором описаны основные положения, касающиеся организации систем менеджмента качества, а также установлены значения важнейших терминов. Этот стандарт является основой для других стандартов, касающихся систем менеджмента качества.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000 четко и конкретно описывает систему менеджмента качества, отталкиваясь от структуры, объединяющей:

  • установленные ключевые понятия,
  • принципы,
  • процессы,
  • ресурсы

в сфере обеспечения качества. Это помогает организациям реализовать их цели. Стандарт может быть использован любой организацией – независимо от бизнес-модели, сложности или размера. Стандарт ориентирован на повышение осведомленности предприятия в вопросах его обязательств и приверженности удовлетворению ожиданий и потребностей потребителей и других заинтересованных сторон, а также достижения удовлетворенности его продуктами и услугами.

Содержание стандарта:

  1. Область применения. Описывается, кто может пользоваться стандартом – организации, внедряющие систему менеджмента качества; потребители; организации, контролирующие свою цепочку поставок; организации, проводящие оценку соответствия требованиям стандарта ИСО 9001; поставщики; разработчики стандартов.
  2. Основные понятия и принципы менеджмента качества. В первом пункте приводятся общие положения: указывается, что все понятия и принципы, а также их взаимосвязи, должны быть рассмотрены в комплексе, а не по отдельности друг от друга. Нет более и менее важных понятий и принципов. Во втором пункте раскрываются основные понятия: качество, система менеджмента качества, среда организации, заинтересованные стороны, поддержка. В третьем пункте описываются принципы менеджмента качества, включая ориентацию на потребителя, лидерство, взаимодействие между работниками, процессный подход, улучшение, принятие решений исходя из свидетельств и менеджмент взаимоотношений. Для каждого принципа указывается формулировка, приводится обоснование, основные преимущества реализации принципа и возможные действия. Четвертый пункт посвящен разработке системы менеджмента качества на основе рассмотренных ключевых понятий и принципов. Описывается модель такой системы, приводится обобщенное описание системы, перечисляются стандарты на системы менеджмента качества и другие системы менеджмента.
  3. Термины и определения. Для всех терминов на русском языке указан соответствующий термин на английском и значение. Некоторые термины сопровождаются примечаниями и ссылками на другие стандарты. В первом пункте перечисляются термины, относящиеся к людям или лицам – такие как высшее руководство, консультант по системе менеджмента, вовлечение, взаимодействие, полномочия по конфигурации, представитель по урегулированию спорных вопросов. Во втором пункте собраны термины, имеющие отношение к организации (например, организация, поставщик, потребитель, среда организации), в третьем – к деятельности (такие как улучшение и постоянное улучшение, менеджмент, планирование качества, менеджмент качества, обеспечение качества, управление качеством). Четвертый пункт посвящен терминам, имеющим отношение к процессам (процесс, проект, процедура и т.д.), пятый – к системе (система, инфраструктура, условия труда, миссия, видение), шестой – к требованиям (объект, элемент, сущность, качество, дефект, соответствие), седьмой – к результатам (цель, успех, риск, выход, эффективность), восьмой – к данным, информации и документам (верификация, валидация, данные, конкретная ситуация). В девятом пункте приведены термины, относящиеся к потребителям, в десятом – к характеристикам, в одиннадцатом – к определению (определение, анализ, мониторинг), в двенадцатом – к действиям, в тринадцатом – к аудиту.
  4. Связи между понятиями и их графическое представление.
  5. Алфавитный указатель.
  6. Таблица соответствия национальных и международных стандартов.
  7. Библиография.

Готовые работы на аналогичную тему

Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001

ГОСТ Р ИСО 9001 содержит требования к системам менеджмента качества. Структура документа:

  1. Введение. Кратко рассмотрены общие положения, принципы менеджмента качества (с отсылкой к ГОСТ Р ИСО 9000), процессный подход и взаимосвязь с другими национальными стандартами.
  2. Область применения. Указано, в каких случаях должны применяться содержащиеся в стандарте требования.
  3. Нормативные ссылки. Ссылка на ГОСТ Р ИСО 9000.
  4. Термины и определения. Содержится ссылка на ГОСТ Р ИСО 9000.
  5. Среда организации. В первом пункте приводится понимание организации и ее среды. Второй пункт посвящен пониманию ожиданий и потребностей всех заинтересованных сторон. В третьем пункте рассматривается определение области применения для системы менеджмента качества, в четвертом – процессы в системе менеджмента качества.
  6. Лидерство. Первый пункт посвящен лидерству и приверженности, второй – политике (разработке и доведению политики в сфере качества), третий – функциям, полномочиям и ответственности на предприятии.
  7. Планирование. В первом пункте рассматриваются действия в отношении возможностей и рисков, во втором – цели в сфере качества, в третьем – планирование изменений.
  8. Средства обеспечения. Первый пункт посвящается ресурсам (человеческим ресурсам, инфраструктуре, среде, в которой функционируют процессы, ресурсам для измерения и мониторинга, знаниям), второй – компетентности, третий – осведомленности, четвертый – обмену информацией, пятый – документированной информации.
  9. Деятельность на стадиях жизненного цикла. В первом пункте рассматривается планирование и управление деятельностью по стадиям жизненного цикла, во втором – требования к продуктам и услугам, в третьем – их проектирование и разработка, в четвертом – управление продукцией, услугами и процессами от внешних поставщиков, в пятом – собственно производство продукции или предоставление услуг, в шестом – их выпуск, в седьмом - управление результатами процессов, несоответствующими требованиям.
  10. Оценка результатов деятельности. Здесь описан анализ, мониторинг, измерение, внутренний аудит, анализ со стороны руководителей.
  11. Улучшение.
  12. Разъяснение терминологии (приложение).
  13. Описание других стандартов (приложение).
  14. Библиография.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис