Понятие и сущность конкурентоспособного товара
Высококонкурентный продукт – это товар или услуга, способные соперничать с рыночными аналогами.
Высококонкурентная продукция это конкурентоспособная продукция, пользующаяся активным спросом.
Конкурентоспособность продукции определяется наличием у нее тех или иных свойств, выгодно отличающих ее в глазах потребителей от прочих аналогов, представленных на рынке. В основе обеспечения высокого уровня конкурентоспособности предлагаемых рынку товаров и услуг может лежать множество факторов. Некоторые из них представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Конкурентоспособность продукции и ее составляющие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Секрет в данном случае кроется в конкурентных преимуществах, которыми обладает фирма. Эти конкурентные преимущества могут заключаться в высоком качестве предлагаемой фирмой продукции, доступности отпускных цен на нее, удобстве сервисного обслуживания привлекательных условиях доставки, каких-либо эргономических свойствах товара, удобстве и надежности его использования и т.п.
Следует отметить, что факторы, определяющие конкурентоспособность продукции, условно делятся на две группы:
- внешние;
- внутренние.
Большая часть конкурентных преимуществ формируется непосредственно внутри организации и напрямую зависит от решений, принятых ее руководством. Внешние факторы носят временный характер и не поддаются контролю со стороны организации.
Традиционно в маркетинге конкурентоспособность продукции делится на четыре вида в зависимости от рынка, на котором она представлена, и типа конкурентного преимущества, используемого компанией. Данная концепция была некогда разработана М. Портером и прочно внедрена в практику маркетинга. Рассмотри ее более подробно.
Если компания реализует свою продукцию на широком рынке и имеет при этом преимущество в затратах, то речь идет о лидерстве в издержках. В этом случае основным фактором, определяющим конкурентоспособность продукции, выступает ее отпускная цена, уровень которой ниже, чем в среднем по рынку. Если же речь идет о сбыте на узком рынке, то используется фокус на издержках.
Если компания не имеет возможности использования ценового преимущества, но реализует свою продукцию на широком рынке, речь идет о дифференциации продуктовой линейки. При тех же самых условиях, но на узком рынке используется фокус на дифференциации.
Для того, чтобы обеспечить высокую конкурентоспособность своей продукции, фирма должна обеспечить ее высокое (достойное) качество, выбрать наиболее подходящий тип конкурентного преимущества, оценить текущую конкурентоспособность своего продукта и в дальнейшем непрерывно ее повышать. Кроме того, следует обеспечить внедрение соответствующей системы контроля.
Особенности продаж на высококонкурентных рынках
Высококонкурентная продукция реализуется на высококонкурентных рынках. Непосредственно под конкурентными рынками в маркетинге понимаются лишь самые интересные рынки, на которых используются передовые технологии выстраивания систем продаж и роста прибыли. Однако, как показывает практика, на таких рынках нет одного высокоэффективного лидера, все бизнес-процессы которого полностью отлажены.
На рынках, имеющих довольно низкие входные барьеры, появляется множество новых фирм, копирующих товарный ассортимент, перенимающих те же рекламные акции и дублирующих бизнес-процессы. Все это малоэффективно, в связи, с чем новые компании, создающиеся под копирку, терпят крах.
Основными характеристиками высококонкурентных рынков, на которых обращается высококонкурентная продукция, выступают:
- относительная простота выхода на рынок;
- большое количество рыночных игроков;
- низкий уровень доходности;
- постоянная ротация игроков.
Помимо прочего, следует отметить, что сам рынок высококонкурентной продукции уже явно перегружен. Подобного рода перегруженность проявляется в пяти формах. Продуктовая перегруженность формируется в результате переизбытка товаров и услуг. Информационная перегруженность проявляется в случае избыточности количества информационных элементов, которые приходятся на единицу рекламного сообщения. Рекламная перегруженность опосредована избыточностью рекламных сообщений. Функциональная перегруженность возникает в результате переизбытка товарных функций. Перегруженность средствами связана с переизбытком конкурирующих между собой медиаканалов.
В таких условиях выход компании на высококонкурентный рынок требует особого порядка действий. Прежде всего, необходимо создать уникальный, особенный продукт (товар или услуг), способный удовлетворять ранее не удовлетворённые рыночные потребности. Далее следует переходить к отстройке конкурентов, то есть нужно изучить конкурентов и донести до покупателей, чем компания и ее продукция отличаются от прочих рыночных аналогов. После этого можно переходить к построению бесперебойной системы продаж, работающей четко, как часы. При всем этом требуется постоянно поддерживать высокий профессионализм менеджеров по продажам.
Бренд высококонкурентной продукции
В условиях высококонкурентного и при этом перегруженного рынка, на котором обеспечивается сбыт и реализация высококонкурентной продукции, важную роль в продвижении бизнеса играет бренд.
Бренд представляет собой совокупность мнений, эмоций, характеристик, ассоциаций и ценностных представлений касательно компании и ее продукции, сформировавшихся в сознании потребителей. Он опосредован интуитивным чувством, возникающим у потребителя по отношению к компании, продукту или услуге.
Традиционные рекламные методы распространения информации зашли в тупик. Высоко конкурентный рынок явно перегружен. Сегодня эксперты все чаще замечают, что на рынке друг с другом борются не компании, а бренды. Это явление уже успели окрестить как битву брендов. Все чаще ценится сама концепция создания чего-то нового и непрерывного совершенствования уже имеющихся достижений. Таким образом предлагать рынку следует уже не просто больше чего-либо, а нечто другое, чего ранее еще не было.
В непрерывной гонке за инновациями, компании потеряли способность выстраивать эффективные барьеры для конкуренции. Сейчас внимание рынка постепенно переключается с выстраивания собственных барьеров на разрушение барьеров, возводимых в потребительском сознании. Для этого активно практикуется брендинг.
Брендинг представляет собой попытку бизнеса сформировать непреходящую ценность, удовлетворяя тем самым потребности своих клиентов. Его основной целью выступает удовлетворение клиентов. При этом важно понимать, что если компания будет обещать больше, нежели может дать на самом деле, ее бренд пострадает, в результате чего меньшее количество людей будут приобретать меньшее количество продуктов на протяжении менее продолжительного периода и по более низкой цене. Таким образом, компании рискуют растерять своих клиентов.