Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Управление качеством товара и маркетинг

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Управление качеством товара и маркетинг
Управление качеством товара и маркетинг

Сущность и составляющие качества товаров

Определение 1

Качество – это целостная совокупность характеристик объекта, относимых к его способности удовлетворять установленные либо предполагаемые потребности.

Качество является одним из определяющих свойств товара и одним из важнейших факторов, определяющих потребительский выбор. Именно от качества товара в значительной степени зависит его способность удовлетворять потребности покупателей, а, следовательно, и их удовлетворенность им.

В системе маркетинга под качеством товара в общем смысле принято понимать совокупность свойств продукции, которые обуславливают ее пригодность к удовлетворению определенных потребностей согласно ее назначению. Иначе говоря, речь идет о совокупности свойств товара, характеризующих его особенности, назначение, полезность и способность удовлетворять определенные потребности покупателей.

Замечание 1

В понятие «качество товара» включаются все те его потребительские свойства, которые обеспечивают удовлетворение потребностей потребителей и определяют спрос на товар.

Качество товара определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играют качество исходного сырья и материалов, уровень используемых технологий, новизна, набор потребительских свойств, отвечающих потребностям различных групп покупателей, организация труда, уровень профессиональной подготовки работников, соответствие нормам эргономики и стандартам в экологической сфере и т.п.

В целом справедливо говорить о то, что качество товара характеризуется комплексом присущих ему свойств с одной стороны, и степенью его соответствия эстетическим, органолептическим, функциональным и иным требованиям, предопределяющим возможности удовлетворения тех или иных человеческих потребностей – с другой стороны. При прочих равных условиях товар тем полнее способен удовлетворять потребности покупателей, чем выше его качество.

Качество товара оценивается с помощью определённых показателей. Условно они делятся на две группы - показатели качества изготовления и показатели качества продукции в эксплуатации.

Основными характеристиками качества товара являются:

  • безопасность;
  • эргономичность;
  • технические характеристики;
  • экономические характеристики;
  • эстетичность;
  • надежность и долговечность;
  • экологичность;
  • соответствие предполагаемому назначению.
Замечание 2

Самое главное, что следует помнить о качестве: главное в качестве то, что таковым считает потребитель, а не производитель!

В современном маркетинге качество товара не только выступает в качестве определяющей характеристики полезности товара, но и служит мерой его потребительской стоимости. Часто качество товара оказывается одним из определяющих факторов конкурентоспособности не только самой продукции, но и фирмы, ее производящей, в целом.

Основы управления качеством товаров в маркетинге

Качество – характеристика не постоянная. В системе маркетинга она подлежит не только оценке, но и управлению. В общем смысле под управлением качеством товара следует понимать совокупность предпринимаемых компанией-производителем действий, осуществляемых при создании и эксплуатации либо потреблении продукции, с целью установить, обеспечить и поддержать необходимый (желаемый) уровень ее качества. Объектом управления в данном случае выступает само качество товарной продукции и его составляющие.

Управление качеством товара должно осуществляться на различных этапах его жизненного цикла за счет формирования, стимулирования и сохранения.

Основополагающими факторами, предопределяющими качество товара и возможности управления им, выступают:

  • исследование товарного рынка;
  • разработка требований к товарам;
  • контроль качества исходного сырья и материалов;
  • поддержание высокого качества конструирования и проектирования;
  • качество изготовления;
  • контроль готовой продукции.

Помимо прочего можно выделить факторы, стимулирующие качество товара и способствующие его сохранению. К числу первых принято относить социальную и экономическую целесообразность и эффективность производства, материальную заинтересованность работников, особенности ценообразования и управления. Вторые включают в себя маркировку, упаковку, условия хранения, транспортировки, реализации и использования товаров, а также техническую помощь в обслуживании.

Управление качеством товара осуществляется в рамках реализации общей товарной политики фирмы, разработка и осуществление которой выступает одним из базовых элементов комплекса маркетинга. От качества товара напрямую зависит его цена, уровень удовлетворенности клиента и вероятность совершения им повторной покупки. Таким образом, управление качеством товара, нацеленное на его повышение (поддержание) служит залогом обеспечения сбытовой деятельности фирмы.

В системе маркетинга особое внимание уделяется обеспечению качества на трех этапах – до реализации продукции, в процессе ее реализации и после его окончания. Выпускаемая фирмой на рынок продукция должна быть востребована, способна удовлетворять потребности потребителей, отличаться надежностью и безопасность. Проблемы в области качеством могут и должны решаться с участием служб маркетинга.

Методы управления качеством товара

На практике управление качеством товара осуществляется посредством различных методов. Основные из них в общем виде представлены на рисунке 1.

Базовые методы управления качеством товара. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые методы управления качеством товара. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Экономические методы в основе своей опираются на создание экономических условий, стимулирующих организации к изучению потребительских запросов и потребностей.

Методы материального стимулирования предполагают формирование системы поощрения работников предприятий к созданию качественного продукта.

Методы организационно-распорядительного порядка осуществляются посредством обязательных для исполнения приказов и директив, исходящих от руководства.

Воспитательные методы оказывают влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждая их к четкому выполнению своих функций и высококачественному труду.