Сущность стратегического маркетинга
Для маркетинговой деятельности в целом характерно смещение в сторону стратегического управления, в то время как для производственной и финансовой - в сторону оперативного. Фирмы в нашей стране компании, как правило, занимаются текущим управлением, оставляя в приоритете операционный маркетинг.
Стратегический маркетинг является активным маркетинговым процессом с долгосрочным горизонтом плана, направленным на превышение среднерыночных показателей, через систематическое проведение политики создания товаров и услуг, обеспечивающих потребителя товарами более высокой потребительской ценности, чем у конкурентов.
Стратегический маркетинг – это вид деятельности, который направлен на определение позиции фирмы на рынке, а также стратегии для продвижения товаров или услуг от производителя к потребителям.
Стратегический маркетинг позволяет анализировать положения, предпочтения и требования потребителей, при планировании запуска производства нового товара или предоставления услуг.
Целью стратегического маркетинга можно назвать систематический сбор и анализ полученных данных в части сбыта продукции. Успех фирмы на рынке в условиях современного рынка определяется тем, какое внимание уделено потребителю. Желание понять и максимально удовлетворить потребности клиента с помощью реализации продукции и услуг высокого качества – залог эффективности работы любой фирмы.
Задачи стратегического маркетинга
Важнейшая задача стратегического маркетинга - постоянный мониторинг ситуации на предприятии, выявление возможностей смены ориентации предприятия в направлениях, обеспечивающих его эффективное развитие, что должно привести к высокой рентабельности.
Как правило, основными составляющими стратегического маркетинга является предварительный анализ, исследования, определение рыночного сегмента и позиционирование товара. Таким образом, можно выделить тактические и стратегические задачи.
Основные задачи стратегического маркетинга состоят в:
- Ориентировке деятельности фирмы на удовлетворение потребности клиента;
- Установке жизненной позиции фирмы;
- Обосновании своих выводов перед руководством.
Роль стратегического маркетинга
Как следует из всего вышесказанного, стратегический маркетинг определяет в качестве своего ориентира конечный результат деятельности предприятия в целом. При этом основные его усилия сосредоточены на проведение исследований в части производства и сбыта. Приоритетом здесь являются не быстродействующие результаты, а долгосрочные, основанные на тщательном планировании и анализе.
Стратегический маркетинг связывает воедино стратегическое и тактическое планирование, направляя их на удовлетворение запросов клиента. Характерными для стратегического маркетинга можно назвать следующие позиции:
- Анализ внешней среды с использованием данных рынка, политических и экономических условий, состояния технической и социальной сферы.
- Анализ существующих и потенциальных потребителей. С этой целью проводится анализ экономических и социальных возможностей потребителей, приобретающих товары фирмы и ее ближайших конкурентов.
- Анализ уже выпускаемых и планирующихся к выпуску товаров, работа по созданию новых товарных групп, исследование потенциала модернизации выпускаемых товаров и избавление от товаров, не пользующихся должным спросом.
- Создание проекта товарооборота, анализ рынка сбыта продукции.
- Разработка и проведение комбинированных рекламных компаний, стимулирование потребителя с помощью системы распродаж или скидок, направленных на повышение прибыльности предприятия.
- Выработка новой ценовой стратегии.
Конечным результатом должен стать стратегический план маркетинга, включающий в себя планирование, контроль над выполнением стратегического маркетинга на каждом производственном участке, проведение анализа прибыльности, эффективности приведенных в действие маркетинговых шагов.