Понятие и сущность товародвижения в маркетинге
Товародвижение в маркетинге – это система, обеспечивающая доставку товара к местам их продажи в точно определенное время с максимально высоким уровнем обслуживание потребителей.
Иначе товародвижение может быть определено в качестве определенного рода деятельности фирмы, связанной с планированием, практической реализацией и контролем за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам их использования в целях удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя.
Для того, чтобы процесс товародвижения прошел гладко и успешно, фирма должна обеспечит тесное взаимодействие всех звеньев цепи на всех его этапах Доставку товара до потенциальных покупателей необходимо произвести точно в срок, обозначенный в свое время производителем. Для того, чтобы продукция пользовалась спросом, товаропроизводитель должен провести обширную рекламную кампанию. В том случае, если товар в достаточном количестве не будет обеспечен на торговых стойках в виду задержки по каким-либо причинам поставок, конечный потребитель может выбрать аналогичный товар конкурирующей фирмы. Таким образом, в маркетинге товародвижению, его организации и контролю отводится ведущая роль в рамках реализации функциональных стратегий маркетинга.
Система товародвижения, выступая своего рода подфункцией сбыта и продаж, охватывает значительную сферу деятельности торгового предприятия, начиная со склада готовых изделий и заканчивая местами продаж продукции. По большому счету она призвана обеспечивать передачу произведенного изделия тем, кто будет его потреблять.
В маркетинге система товародвижения выполняет четыре базовых функции. В общем виде они представлены на рисунке 1. Не будем останавливаться на них более подробно.
Рисунок 1. Базовые функции системы товародвижения в маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Так или иначе, основной задачей товародвижения в системе маркетинга выступает превращение продукции как результата труда в товар, т.е. преодоление расстояния между товаропроизводителем и конечным потребителем. Взаимосвязанными сторонами этого процесса выступают маркетинг и логистика. Основной задачей маркетинга в данном случае выступает формирование каналов распределения. Логистика же предназначена для обеспечения реального движения товаров.
Основы организации товародвижения в маркетинге
Товародвижение, реализуемое в рамках функциональной стратегии маркетинга, представляет собой комплексный и последовательный процесс, включающий в себя перемещение товаров от производителя на склады оптовых организации, их складское распределение, снабжение розничных торговых точек продукцией, а также продажу товаров непосредственно покупателям.
Каждый из описанных выше этапов по-своему важен. Некорректно выстроенная работа хотя бы на одном из них способна отрицательно сказаться на работе всей цепочке в целом. Именно поэтому в основе товародвижения всегда лежало, и будет лежать тесное взаимодействие представителей всех проходимых инстанций. Сам процесс товародвижения должен проходить безошибочно и бесперебойно.
Основные способы товародвижения в маркетинге
В системе маркетинга товародвижение осуществляется при помощи соответствующих методов. В общем смысле под ними принято понимать способы организации доставки товара от производителя к потребителю. Как правило, сам этот процесс опосредован построением и использованием определенных контактов (рисунок 2).
Рисунок 2. Базовые способы товародвижения в маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, товародвижение может быть организовано при помощи прямых либо косвенных контактов. В первом случае компания-товаропроизводитель самостоятельно управляет процессами товародвижения, что позволяет ей оперативно реагировать на изменение потребительских требований и предпочтений. Во втором случае е организации процессов товародвижения привлекаются рыночные посредники (агенты).
Практика показывает, что большая часть товаропроизводителей предлагает рынку сои товары через посредников, стараясь при этой формировать собственные каналы распределения. Так, согласно статистике порядка 80% фирм – производителей товаров предпочитают пользоваться агентскими услугами. При этом порядка половины всех производителей прибегают к помощи агентов на регулярной основе.
Наиболее целесообразно использовать косвенные контакты при организации систем товародвижения в следующих случаях:
- рынок плохо изучен;
- рынок географически разбросан;
- рынок требует создания сбытовой сети;
- имеется потребность в срочных поставках небольших партий товаров.
Основными причинами привлечения посредников к товародвижению выступает эффективность их работы, недостаток собственных средств, сокращение объемов работ по распределению продукции, а также перераспределение средств в пользу основного производств.
Как показывает практика, использовать прямые контакты в обход маркетинговых посредников наиболее выгодно при следующих обстоятельствах:
- продажные цены отличаются высокой степенью неустойчивости;
- контакты с потребителями носят постоянный характер;
- реализуемый фирмой товар требует высокоспециализированного сервиса;
- у компании-товаропроизводителя имеются собственные склады на рынке;
- число потребителей невелико, и они расположены недалеко друг от друга;
- количество реализуемой продукции оправдывает расходы на прямой сбыт.
Таким образом, каждый из способов товародвижения в системе маркетинга имеет свои особенности, преимущества и недостатки. На практике нередко можно встретить ситуации, когда компания-товаропроизводитель одновременно использует и прямые, и косвенные контакты при организации систем товародвижения своей продукции, реализуя тем самым комбинированный подход.
В целом работа по оптимизации товародвижения носит комплексный характер и требует создания соответствующих организационных структур. Помимо этого, в рамках комплексной программы управления товародвижением нередко создаются локальные программы по отдельным компонентам.
Вопрос, какой из способов товародвижения выбрать, каждая компания решает для себя самостоятельно. Единых рекомендаций здесь не существует.