Маркетинг называют феноменом XX века, но его основы были заложены еще в древние времена. Можно смело утверждать, что маркетинг возник одновременно с появлением рыночных отношений. Однако развитие маркетинга происходило неравномерно: в разных странах маркетинговые инструменты и взаимоотношения появлялись и совершенствовались в соответствии с уровнем развития экономики.
Развитие маркетинга за рубежом
Отдельные элементы маркетинга, в частности, реклама, были известны еще в эпоху древней Греции и Рима. Однако концепция маркетинга в современном понимании сформировалась постепенно в результате эволюции менеджмента в сфере производства и сбыта продукции. По мнению большинства экономистов, появление маркетинга как отдельной области знаний связано с периодом оправления Запада от «великой депрессии» в 1920-1930х годах.
Адам Смит еще во второй половине XIII века упоминал в своем труде «Богатство народов» о том, что «у производителя нет большей заботы, чем удовлетворение вопросов потребителей».
Возникновение маркетинга на Западе принято связывать с именем Сайруса Маккормика (конструктора первого комбайна). Он рассматривал маркетинг как центральную функцию предприятия. Именно благодаря Маккормику появились такие области маркетинга, как анализ рынка и ценообразование, менеджеры осознали необходимость изучения нужд потребителей.
Академический маркетинг также возник в Соединенных Штатах Америки. В начале XX века в Иллинойском, Мичиганском и Пенсильванском университетах начали преподавать краткий курс маркетинга, а позже – курсы «Маркетинг товаров» и «Методы маркетинга».
Таким образом, родиной маркетинга в современном понимании принято считать США. На первых этапах развития маркетинг на Западе был связан в основном со способами доведения до потребителя продукта и информации о нем (сбыт, реклама). Развитие промышленности и массового производства способствовало переходу от исключительно сбытовой концепции к пониманию маркетинга как системы и философии бизнеса в середине XX века.
В конце 1980х – начале 1990х годов начался процесс глобализации маркетинга. Появившиеся ранее локальные общества, объединявшие специалистов в области маркетинга, стали взаимодействовать между собой, что привело к возникновению международных организаций – Европейского общества исследования маркетинга и общественного мнения (ESOMAR), Европейской академии маркетинга, Международной федерации маркетинга (IMF).
Развитие маркетинга в России
В России экономика развивалась значительно медленнее, чем в Соединенных Штатах Америки, но в конце XIX – начале XX века российские предприниматели использовали различные элементы маркетинга в своей деятельности, в частности, печатную и настенную рекламу, некоторые ценовые и неценовые способы стимулирования сбыта.
-
С 1917 года в связи с последствиями первой мировой войны, революциями и гражданской войной в России был жесткий продуктовый дефицит, были разрушены производственные мощности, существовала распределительная система военного коммунизма. Эта ситуация прервала развитие маркетинговой теории и практики в стране, и оно возобновилось только с введением НЭПа (новой экономической политики) в 1922 году. Поддержка предпринимательства привела к восстановлению элементов маркетинга и их дальнейшему совершенствованию.
-
В 1929 году развитие маркетинга в СССР снова приостановилось, что объясняется введением командно-распределительной системы в сопровождении продуктового дефицита. Вторая половина XX века для российской экономики характеризуется улучшением международных экономических отношений. Это вызвало необходимости подготовки квалифицированных специалистов в области маркетинга, проведения научных исследований во избежание неудач во внешней торговле.
Появление современной маркетинговой философии в России и ее совершенствование до мирового уровня стало происходить только в 90х годах XX века: активизируется международная и предпринимательская деятельность, реформы способствуют развитию экономики, рынок превращается в «рынок покупателя».
Рынок покупателя – ситуация на рынке, при которой величина предложения некоторого продукта превышает величину спроса на него со стороны покупателей.
На сегодняшний день маркетинговая деятельность в Российской Федерации осуществляется достаточно активно, степень распространения маркетинга достаточно велика, но по сравнению с западными странами маркетинговые элементы применяются несистемно, а уровень их реализации недостаточно высок.
По сравнению с США и Европой маркетинговая деятельность в России менее эффективна, так как осуществляется большей частью путем решения отдельных задач и не носит комплексного характера.