Понятие социального маркетинга
Социальный маркетинг – применение маркетинговых инструментов, нацеленное на повышение уровня и качества жизни как отдельных людей, так и общества в целом.
Под социальным маркетингом иногда также понимают работу организаций, которая направлена на продвижение бренда путем использования различных социальных ценностей. Связь бренда с какой-либо полезностью для общества позволяет улучшить его имидж в глазах потенциальных потребителей.
Социальный маркетинг может быть разнонаправленным. Среди проблем, на которые направлен социальный маркетинг – экология, медицина и другие общественно значимые феномены. Социальный маркетинг является инструментом изучения и продвижения в обществе некоторых социальных идей. В рамках социального маркетинга обычно не реализуется прямое продвижение продукции, но итогом влияния на общество становится повышение уровня лояльность к конкретной компании или бренду, которая явилась участником или организатором социального маркетингового мероприятия.
Социальная реклама предполагает отсутствие упоминаний конкретных продуктов или услуг и нацелена на привлечение внимания к социально значимому событию или феномену.
Социальный маркетинг нацелен на создание и поддержание восприятия какой-либо социально значимой идеи обществом и повышение благосостояния социума в долгосрочной перспективе. При этом в рамках социального маркетинга происходит укрепление рыночной позиции бренда или компании в глазах целевой аудитории (и более широкого круга потенциальных потребителей).
История возникновения социального маркетинга
Термин «социальный маркетинг» был впервые использован Ф. Котлером в 1971. Именно Котлер объяснил необходимость использования такого инструмента, как социальный маркетинг, для обеспечения устойчивого развития и роста организации. С точки зрения Котлера социальный маркетинг нацелен на привлечение внимания потребителей к некоторой социальной проблеме, что впоследствии способствует ее решению и повышению уровня жизни общества. Такую позицию разделяет множество маркетологов по всему миру.
В конце 1960х годов идеи маркетинга, распространяясь в сферах здравоохранения и фармацевтической промышленности, привели к возникновению концепции социального маркетинга. В это же время маркетинг стал активно использоваться различными некоммерческими и благотворительными организациями. Влияние маркетинговых инструментов на поведение потребителей оказалось достаточно значимым, чтобы использовать их в целях привлечения внимания социума к общественным проблемам.
Современный социальный маркетинг и его составляющие
В настоящее время большое количество организаций принимают участие в решении социальных проблем. Компании вынуждены уделять внимание проблемам общества, чтобы обеспечить собственный положительный имидж в глазах потенциальных потребителей. Восприятие компании или бренда с точки зрения его пользы для общества может оказывать значимое влияние на принятие потребителем решения о совершении покупки.
Социальный маркетинг частных компаний в современном понимании часто называют корпоративной социальной ответственностью. Однако социальный маркетинг не следует путать с благотворительными мероприятиями. Ключевое отличие заключается в том, что социальный маркетинг нацелен на создание долгосрочного общественного эффекта.
Социальный маркетинг можно условно разделить на три ключевых элемента:
- Спонсорство – наиболее популярная составляющая социального маркетинга. Спонсорство обычно направлено на оказание помощи отдельным группам общества (например, малоимущим) или поддержку мероприятий (например, спортивных).
- Фандрайзинг – объединение ресурсов различных организаций и индивидов, нацеленное на повышение качества жизни общества или отдельных групп. В мероприятия фандрайзинга включают коллективный сбор средств, конкурсы на гранты от фондов и т.п.
- Стимулирование продаж – формирование у аудитории впечатления причастности к какому-либо значимому событию.