Понятие сетевого мерчандайзинга, его цели и принципы
Одной из главных ошибок в организации точек продаж является непродуманная выкладка товаров на полках. Покупатель может не заметить предлагаемую продукцию, что приведет к снижению продаж. Поэтому использование современных маркетинговых технологий позволит компании повышать свою прибыль.
Одним из таких методов или инструментов является мерчандайзинг. Это не просто ряд мероприятий по грамотной выкладке товаров в зале магазинов, это еще и оформление торговых точек рекламными материалами для привлечения покупателей.
Мерчандайзинг используют немногие сетевые магазины. Можно увидеть, что раскладка товара в каждой торговой точке сети одинаковая. Поэтом можно говорить о развитии сетевого мерчандайзинга.
Под сетевым мерчандайзингом понимается совокупность методов, приемов и технологий для продвижения групп товаров в магазинах одной торговой сети.
Сетевой мерчандайзинг способствует тому, что в каждой торговой точке розничной сети выкладка продукции осуществляется в соответствии с утвержденной планограммой.
К сетевым магазинам относятся такие торговые сети, как Пятерочка, Лента, Виктория, Магнит и др.
Главная цель сетевого мерчандайзинга – это стимулирование продаж товаров с помощью их эффективного размещения на полках сетевых магазинов.
Основные задачи сетевого мерчандайзинга:
- увеличение объемов продаж;
- формирование лояльности потребителей к магазинам всей торговой сети;
- повышение числа постоянных покупателей;
- привлечение внимание потребителей различными акциями и специальными предложениями;
- предоставление всей необходимой информации потребителям;
- увеличение времени нахождение в магазине и число покупок;
- создание конкурентного преимущества торговой сети.
При использовании технологий сетевого мерчандайзинга в совей деятельности торговые сети должны придерживаться определенных принципов:
- товар должен быть доступен для потребителя;
- на самом видном месте следует размещать товары для привлечения внимания и совершения импульсивных покупок;
- использовать специальную выкладку для привлечения внимания покупателей;
- рекламная информация и сами товары должны размещаться в «горячих» местах торгового зала магазина (по правой стороне, прикассовая зона).
Основные виды сетевого мерчандайзинга
Различают семь видов мерчандайзинга, который используют сетевые магазины:
- визуальный;
- перекрестный;
- визитный;
- эксклюзивный;
- совмещенный;
- коммуникативный;
- технический.
Визуальный мерчандайзинг направлен на автоматическое привлечение внимания покупателей к продукции за счет того, что увиденное приведет к появлению заинтересованности. Для этого сетевики используют такие приемы, как:
- расположение выставочных товаров в магазинах (товары, приносящие наибольшую прибыль, лучшие товары);
- оформление необходимых ценников (единый формат ценников, не закрывавших упаковку и информацию о товаре);
- маркировка и упаковка товара (привлекательная упаковка создает благоприятное впечатление);
- наличие рекламных материалов (наклейки, листовки, плакаты, а также электронные табло, магазинное телевидение, говорящие ценники и многое другое).
Все в комплексе заставляет покупателей задерживаться в торговой точке.
Перекрестный мерчандайзинг – это такая выкладка товаров в торговой сети, чтобы они дополняли друг друга. Например, шампунь и кондиционер, зубные щетки и пасты и т.д. Для этого в торговых залах создаются тематические зоны: бытовая химия, товары для дома, для животных и пр.
Визитный мерчандайзинг – это работа одного специалиста во всех торговых точках сети. Он же осуществляет выкладку продукции только одного поставщика. Мерчандайзер работает с одним брендом во всех магазинах торговой сети, может дать рекомендации заказчику на предмет внесения изменений в стратегию мерчандайзинга.
Под совмещенным мерчандайзингом понимают совокупность мер по контролю выкладки и размещения товаров 1-2, но не более четырех производителей или поставщиков в торговой сети. Например, во всех торговых точках сети представлена молочная продукция 2-3 производителей. Основное преимущество такого вида заключается в отсутствии потери качества одновременно для нескольких брендов.
Коммуникативный мерчандайзинг – это умение общаться и налаживать контакты с покупателями, персоналом торговой сети, а также умело убеждать покупателей, что он пришел купить именно этот товар, который ему нужен.
Технический мерчандайзинг – это технологии, используемые при складировании, ремонте или установке торгового оборудования, которое используется для размещения продукции.
Сетевой мерчандайзинг как инструмент продвижения товаров в розничной торговле
Торговые сети привлекают и удерживают своих покупателей грамотной выкладкой товаров в зале. Основная цель сетевого мерчандайзинга состоит в повышении объемов продаж, сохранении и росте удовлетворения покупателей от процесса совершения покупок.
Довольный посетитель купит больше. Чтобы данный закон действовал, следует соблюдать несколько основных правил мерчандайзинга:
- размещение товаров с сроком реализации близким к завершению на самом видном месте для покупателей;
- правдивые и привлекательные ценники;
- расположение товаров только лицевой частью к покупателям, не загораживание одного товара другим;
- доступность товаров для покупателей для рассмотрения (взять в руки, посмотреть упаковку, почитать маркировку и т.д.).
Существует формула эффективного мерчандайзинга:
ассортимент + расположение + представление + размещение POS-материалов = рост прибыли
Эта формула показывает прямую зависимость повышения прибыли от грамотного расположения товара.
Грамотный мерчандайзер, который соблюдает все правила и принципы, приведет новых и удержит постоянных покупателей и увеличит прибыль компании.