Виды посредников по специализации деятельности
Процесс сбыта включает в себя выполнение множества функций, поэтому существуют посредники, обладающие различной специализацией. Каждый посредник может принимать на себя одну или несколько функций, осуществляемых в процессе сбыта. По специализации деятельности различают следующих посредников:
- Торговые посредники
- Компании, осуществляющие товародвижение, - транспортные компании и склады;
- Сервисные организации – упаковка, маркировка, сортировка продукции и т.п.;
- Маркетинговые посредники – агентства маркетинговых услуг;
- Финансовые посредники – банки, кредитные и страховые организации.
Одна компания может выполнять одну или несколько из перечисленных функций.
Далее рассматриваются виды торговых посредников, классифицированные по разным признакам:
Виды посредников по функциям (стадиям) сбыта
По выполняемым функциям сбытового процесса посредники делятся на:
- Оптовых торговцев;
- Розничных торговцев;
- Организаторов торговли;
- Коммерческие фирмы по обслуживанию сбыта.
Оптовые торговцы закупают продукцию у производителей крупными партиями, складируют удобными для транспортировки партиями и продают промежуточным потребителям (далее по цепи товародвижения – розничным торговцам, гостиницам, ресторанам).
Розничные торговцы закупают продукцию у производителей или оптовых торговцев крупными партиями, а продают напрямую потребителям единично. Розничные торговцы также аккумулируют в магазине продуктовый ассортимент различных товарных категорий, что обеспечивает потребителям большее удобство при совершении покупок.
Организаторы торговли обычно представляют интересы производителя (или другого владельца продукции) или покупателя и способствуют заключению сделки путем помощи в поиске партнеров, ведении переговоров и т.п.
Коммерческие фирмы по обслуживанию сбыта – это сервисные организации, указанные в предыдущей классификации. Они оказывают сопутствующие продаже услуги, принимая на себя определенные функции.
Виды посредников по наличию права собственности на продукцию
По наличию права собственности на продукцию посредники делятся на собственников продаваемого продукта и невладельцев.
Собственники продукта действуют от своего имени, за свой счет, принимая на себя связанные с процессом сбыта риски.
Невладельцы продукта – это агенты, реализующие продукцию от имени принципала в рамках условленных полномочий, не имея прав собственности на этот товар.
Торговые посредники, выполняющие различные функции сбыта, в зависимости от конкретных условий договора и рыночной ситуации могут быть как собственниками, так и невладельцами продаваемой продукции.
Общая классификация посредников
Наиболее распространена классификация посредников, учитывающая два следующих признака:
- От чьего имени посредник осуществляет свою деятельность;
- За чей счет посредник выполняет свои операции.
В соответствии с этими признаками торговых посредников можно разделить на 4 группы как представлено на рисунке:
Дилеры – посредники, ведущие деятельности по продаже продукции за свой счет и от своего имени. Дилеры заключают договоры поставки с производителями, выкупают продукцию, становятся ее собственниками, после чего перепродают потребителям.
Дистрибьюторы – это посредники, имеющие право продавать продукцию от имени производителя без права собственности на нее. Комиссионеры также не являются собственниками продукции, они ведут операции от своего имени за счет производителя и получают за оказанные услуги вознаграждение в виде процентов.
Брокеры являются посредниками при заключении сделок между двумя контрагентами. Они оказывают содействие, действуя от имени и за счет заказчика.
Здесь представлены основные, наиболее распространенные виды торговых посредников, но существуют и другие, менее развитые и представляющие собой разновидности перечисленных. Примером такой разновидности могут быть джобберы – дилеры, закупающие и реализующие продукцию небольшими партиями.
Посредники, принимая на себя различные функции процесса сбыта, способствуют повышению его эффективности и выступают своеобразными катализаторами развития рынка.