Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Каналы распределения товаров

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Каналы распределения товаров
Каналы распределения товаров

Понятие и сущность каналов распределения товарной продукции

Между товаропроизводителем и конечным потребителем существует огромный разрыв, который преодолевается посредством организации систем распределения товарной продукции. Нередко в этот процесс включаются и торговые посредники.

Сам по себе процесс распределения товаров предполагает все множество мероприятий, нацеленных на организацию перемещения товарной продукции от места ее производства к конечному потребителю. Реализуется этот процесс посредством соответствующих каналов, в некоторых случаях иначе называемых логистическими каналами.

Определение 1

В общем смысле под каналом распределения товарной продукции понимается все множество юридических, а в некоторых случаях и физических лиц, принимающих на себя (либо оказывающих помощь в передаче другим) прав собственности на конкретный товар на пути его перемещения от изготовителя к конечному потребителю.

Готовые работы на аналогичную тему

Иначе логистические каналы определяют в качестве частично упорядоченного множества различного рода посредников, принимающих участие в процессе доведения материального товарного потока от конкретной фирмы-изготовителя до конечных потребителей. Такое множество считается частично упорядоченным до тех пор, пока не будет сделан выбор в пользу конкретных участников процесс товародвижения, после чего логистический канал трансформируется в логистическую цепь.

Логистическая цепь представляет собой упорядоченное множество участников логистического процесса, которые осуществляют логистические мероприятия, связанные с доведением внешних материальных потоков от одной логистической системы к другой.

В результате использования каналов распределения в процессе товародвижения достигаются следующие виды преимуществ:

  • сокращаются объемы работ, связанных с распределением товарной продукции;
  • обеспечивается экономия финансовых средств, направляемых на распределение товарной продукции;
  • товарная продукция реализуется более эффективными способами;
  • обеспечивается широкая доступность товаров.

Таким образом, основным предназначением каналов распределения товаров можно считать их наиболее эффективное доведение до конечных потребителей.

Виды каналов распределения товарной продукции

В маркетинге каналы распределения товарной продукции подлежат определенной классификации. Определяющим критерием их классификации выступает количество уровней участников распределительного канала.

Первоначальной основой типологии каналов распределения товаров считается их разделение на четыре больших группы:

  • каналы нулевого уровня, когда товарная продукция напрямую переходит от производителя к потребителю;
  • одноуровневые каналы, когда между производителем и потребителем имеется лишь один посредник;
  • двухуровневые каналы, когда количество посредников между производителем и потребителем достигает двух штук;
  • трехуровневые каналы, предполагающие наличие трех посредников между производителем и потребителем.

В отдельных случаях количество посредников может быть еще больше, тогда говорят о многоуровневых каналах распределения.

Помимо этого каналы распределения отличаются друг от друга в зависимости от типологии товаров, который делятся на потребительские товары и товары производственного назначения.

В общем виде типология каналов распределения товарной продукции потребительского назначения представлена на рисунке 1.

Виды построения каналов распределения товарной продукции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды построения каналов распределения товарной продукции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Из рисунка 1 видно, что каналы распределения потребительских товаров также делятся на четыре группы, начиная от каналов прямого маркетинга, которые характеризуются отсутствием какие-либо посредников и вплоть до сложных каналов распределения, в состав которых помимо оптовых и розничных торговцев входят также и иные функциональные торговые посредники. Последние, в свою очередь, могут находиться между оптовыми и розничными торговцами.

Несколько иной вид имеет типология каналов распределения товаров промышленного назначения, используемых в В2В сфере (рисунок 2).

Виды построения каналов распределения промышленных товаров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Виды построения каналов распределения промышленных товаров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Из рисунка 2 видно, что в В2В секторе выделяют четыре основных типа (уровня) каналов распределения товарной продукции. Наиболее простой формой считается канал прямого маркетинга, не предполагающий участия каких бы то ни было посредников. Чаще всего он используется в сфере реализации сложной технической продукции.

Более сложную форму организации имеют каналы распределения с участием посредников. Основными видами посредников выступают промышленные дистрибьюторы и агенты.

Помимо прочего с точки зрения организационного построения каналы распределения товарной продукции делятся на обычные каналы распределения, а также горизонтальные и вертикальные маркетинговые системы.

Общая типология посредников каналов распределения товаров

При построении каналов распределения товарной продукции в маркетинге выделяется три основных типа посредников:

  • сбытовые компании;
  • независимые оптовые посредники;
  • посредники, не имеющие прав собственности на товарную продукцию.

Рассмотрим их более подробно.

Сбытовые компании чаще всего функционируют в сфере промышленных предприятий. К ним относят оптовые конторы и оптовые базы. Первые не занимаются торговлей товарами в физическом отношении, а осуществляют торговлю по каталогам. Вторые, напротив, занимаются сбытом товарной продукции в физическом смысле.

Независимых оптовых посредников принято делить на дилеров и дистрибьюторов. Первые представлены оптовыми и розничными посредниками, осуществляющими операции за свой счет и от своего имени. Вторые выступают от имени товаропроизводителя, но действуют за свой счет.

Наконец, к посредникам, не имеющим прав собственности на товарную продукцию, относятся брокеры, агенты, комиссионеры. Агенты действуют от чужого имени за чужой счет. Комиссионеры, напротив, выступают от своего имени, но действуют за счет производителя. Задача брокеров заключается в том, чтобы свести контрагентов между собой.