Понятие и сущность рынка медиаисследований
Медиаисследования – это исследования средств массовой информации и их аудитории.
Чаще всего подобного рода исследования проводятся специализированными организациями, а их результаты служат основой медиапланирования и используются для оценки популярности тех или иных масс-медиа средств. Основные виды медиаисследований в общем виде отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовый виды исследований медиа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В первом случае речь идет о построении соответствующих рейтингов, формировании и анализе прочих медиа-данных. Во втором случае приоритет отводится непосредственно оценке эффективности рекламных кампаний.
В большинстве случаев медиаисследования опираются на использование методов социологического исследования (прежде всего, опросы и панели). Это значит, что их достоверность определяется такими факторами, как объем и репрезентативность выборки, методика исследования и пр. Так или иначе, результатами проведения медиаисследвоаний выступают обработанные и систематизированные медиа-данные и рейтинги.
Проведение медиаисследований стало пользоваться большой популярностью в современном рынке, что, в свою очередь, породило спрос на соответствующие услуги. Их оказание сформировало соответствующий рынок.
Под рынком медиаисследований принято понимать профессиональный рынок исследовательских услуг в сфере медиабизнеса. Подобного рода услуги оказываются бизнесу и его представителям, а их результаты служат основой для принятия бизнес-решений. В большинстве случаев поставщиками исследовательских услуг в медиасреде выступают консалтинговые организации, систематически осуществляющие сбор соответствующих данных.
Отличительными особенностями рынка медиаисследований и услуг, связанных с их проведением, выступают:
- отсутствие дисциплинарных границ;
- наличие разных (в некоторых случаях диаметрально противоположных) с точки зрения ментальности исполнителей задач (поставщиков услуг);
- ярко выраженная направленность принимаемых управленческих решений на повышение общей эффективности деятельности компании.
Довольно сильное влияние на формирование рынка медиаисследований оказывают страновые факторы и национальные особенности. В России данный рынок приобрел свою специфику. Рассмотрим историю его становления и развития более подробно.
История становления и развития рынка медиаисследований в России
Общемировая практика исследования рекламной аудитории медиа среды свое начало берет еще в 1920-1930 гг. Именно тогда владельцам радиостанций в США, стремившимся привлечь к себе как можно больше рекламодателей, было предложено оказание услуги по подсчету слушателей. В Россию же подобного рода исследования пришли гораздо позже, после развала Советского Союза и перехода на рыночную модель построения экономики и отношений с ней связанных. Первопроходцем в данной области стала французская фирма «Mediametrie», которая в рамках международного проекта «Медиа-Фокус» начала проведение регулярных измерений аудитории СМИ в 1992 году. Тогда же на российский рынок проникла английская компания «Gallup Poll» со своим проектом «Russian Media Monitor», который предполагал проведение непрерывного измерения теле- и радио- аудитории посредством использования методики дневникового панельного исследования. Два года спустя (в 1994 году) на российский рынок медиаисследований было выведено специальное программное обеспечение, предназначенное для анализа данных.
Впоследствии в 1990-х гг. на российский рынок медиаисследований было выведено множество как зарубежных, так и российских компаний, таких как:
- «V-Ratio»;
- «Gallup Media»;
- «Russian Research»;
- «Комкон 2»;
- ВЦИОМ/Медиама;
- «РосМедиаМониторинг»;
- Фонд «Общественное мнение» и др.
Окончательно российский рынок медиаисследований сложился лишь к началу XXI века, когда и приобрел свою современную специфику.
Современный рынок медиаисследований в России
В современной России проведение медиаисследований, связанных с изучением и оценкой СМИ и их аудитории, стало весьма популярной задачей. Чаще всего для измерения аудитории используются различного рода опросные методики. При этом опрос населения может проводиться лично (face-to-face), по телефону или через интернет. Помимо этого, могут использоваться и панельные исследования.
Так или иначе, центральным звеном современного российского рынка медиаисследований выступает построение соответствующих рейтингов, которые выступают продуктом весьма долгих, дорогостоящих и кропотливых исследований. Для построения рейтингов опрашиваются массивные группы респондентов, результаты опроса подлежат обработке согласно специальной методике и лишь после этого рейтинг того или иного масс-медиа и/или характер и численность его аудитории.
Стоит отметить, что составлением подобных рейтингов чаще занимаются специализированные консалтинговые агентства. Одной из важнейших функций рейтингов считается определение стоимости рекламного времени или места. Ведь, чем больше аудитория у того или иного медиасредства, тем выше его рейтинг и, соответственно, тем дороже реклама в нем. Как показывает практика, доходы от рекламы занимают значительную часть бюджета масс-медиа.
Кроме того, современный этап развития российского рынка медиаисследований отличается рядом особенностей. Прежде всего, речь идет о растущем потоке оригинальных концептуальных трудов, определяющих методику проведения исследований в медиа-среде. Во-вторых, наблюдается увеличивающееся число академических журналов и иных периодических изданий, освещающих как вопросы проведения медиаисследований, так и результаты некоторых из них. Наконец, сегодня в России формируются различного рода формальные и неформальные объединения исследователей журналистики и СМИ. Более того, имеет место быть институционализация самого исследовательского сообщества. Наконец, наблюдается растущая роль интернет-среды в проведении медиаисследований.