Понятие и базовые элементы стратегического маркетинга
Стратегический маркетинг – это процесс долгосрочного планирования, организации и мониторинга деятельности предприятия, ориентированный на обеспечение реализации его корпоративной стратегии.
В научной литературе понятие стратегического маркетинга появилось относительно недавно (речь идет о конце 80 – начале 90-ых годов прошлого столетия). На сегодняшний день единства мнений относительно определения его сущности не сложилось до сих пор. Чаще всего его принято рассматривать в широком и узком смыслах. Одни ученые отождествляют стратегический маркетинг с целенаправленными действиями фирмы по поиску устойчивых преимуществ перед конкурентами за счет удовлетворения потребительских нужд и ожиданий.
В целом справедливо говорить о том, что стратегический маркетинг кардинально отличается от маркетинга операционного. В частности, он имеет ярко выраженную аналитическую ориентацию. В основе своей он опирается на динамичную среду и поиск новых возможностей. Особое внимание уделяется изучению и управлению переменными, связанными с товаром. Стратегический маркетинг ориентирован, прежде всего, на упреждающее поведение и долгосрочный менеджмент. Его реализация предполагает необходимость использования межфункциональной организации маркетинга в компании.
Основные элементы стратегического маркетинга представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые элементы стратегического маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сам по себе стратегический маркетинг имеет поэтапную структуру. Сначала производится анализ рынка и потребностей, определяется базовый рынок, затем производится его сегментация и анализируется его привлекательность. Далее производится анализ конкурентоспособности компании и, наконец, выбирается оптимальная стратегия ее развития.
В своей основе стратегический маркетинг опирается на ряд принципов. Особую роль среди них играют понимание потребителей и борьба за них, приспособление фирмы к условиям внешней среды, обеспечение соответствия между потребностями рынка и производственными возможностями фирмы, ориентация на цели долгосрочного порядка в увязке с общей стратегией развития организации, а также учет в деятельности предприятия стратегических возможностей.
Цели, задачи и функции стратегического маркетинга
Стратегический маркетинг ставит перед собой определенные цели и решает соответствующие им задачи. Его основополагающей целью считается анализ потребностей, а точнее – повышение конкурентоспособности организации на счет обеспечения эволюции фирмы параллельно базовому (целевому) рынку и идентификации различных товарных рынков или сегментов, как существующих, так и потенциальных благодаря анализу всего многообразия потребностей, подлежащих удовлетворению.
Для достижения обозначенной выше цели перед стратегическим маркетингом ставится целый ряд задач, таких как:
- постановка маркетинговых целей стратегического порядка по конкретным рынкам и товарам;
- оценка рыночной привлекательности, компетенций и способностей фирмы;
- разработка и формирования маркетинговых стратегий и планов;
- выработка стратегий сегментации выбранных рынков и конкурирования на них;
- формирование стратегии позиционирования;
- подготовка стратегических решений в области комплекса маркетинга;
- выстраивание долгосрочных отношений с покупателями;
- формирование и продвижение ценностей;
- разработка конкурентных предложений и формирование сильной торговой марки, бренда;
- обеспечение долгосрочного роста и развития организации.
Основная же задача стратегического маркетинга заключается в регулярном проведении мониторинга деятельности организации с целью выявления возможностей и вариантов действий для достижения более высоких показателей прибыли и рентабельности.
Помимо прочего стратегический маркетинг выполняет определенные функции. Основными из них считаются:
- мониторинг, анализ и оценка внешней среды;
- определение целевых (приоритетных для компании) рыночных сегментов;
- установление необходимых свойств предлагаемого рынку товара (услуги), определение рыночного позиционирования продукта с точки зрения его характеристик и свойств, актуальных для потребителей;
- анализ действий рыночных конкурентов.
Многие ученые отмечают, что стратегический маркетинг обладает всеми основными функциями управления, т.е. планированием, организацией, контролем и регулированием.
Так или иначе, стратегический маркетинг играет важную роль в управлении и развитии организации. Его грамотная реализация выступает залогом успешности развития бизнеса в долгосрочной перспективе.
Место и роль стратегического маркетинга в рыночной деятельности предприятия
Стратегическому маркетингу отводится весьма важная роль в современных организация. Именно он отвечает за формирование долгосрочного плана развития организации, главным ориентиром которого становится итоговый результат в производственно-сбытовой сфере. Кроме того, он обеспечивает разработку прогнозов и сценарии действия компании, объединяет стратегическое планирование и тактические действия для достижения эффекта синергии.
Стратегический маркетинг крайне важен с точки зрения обеспечения эффективности и конкурентоспособности функционирования рыночной организации. Его реализация несет в себе массу преимуществ для бизнеса. Рассмотрим лишь некоторые из них.
На сегодняшний день эксперты сходятся во мнении о том, что стратегический маркетинг позволяет компаниям выводить производство и реализацию своей продукции на новый уровень, тем самым повышая рентабельность и эффективность бизнеса. Благодаря ему фирма имеет возможность проанализировать свою деятельность с разных углов, оценить возможные варианты и перспективы развития, а также оценить работу рыночных конкурентов.
Решение задач, стоящих перед стратегическим маркетингом, обеспечивает комплексный подход к разработке стратегии и тактики рыночной деятельности предприятия и позволяет поддерживать баланс между потребностями клиентов и самой фирмы.
Стратегический маркетинг по праву можно считать одним из современных инструментов обеспечения устойчивости развития предприятия в долгосрочной перспективе.