Сущность и структура плана маркетинга предприятия социально-культурной сферы
План маркетинга предприятия социально-культурной сферы - это краткое описание алгоритма, при помощи которого обеспечивается быстрое нахождение решения важных производственных проблем.
На практике план маркетинга предприятия социально-культурной сферы нередко оформляется в виде отдельного документа и наряду с производственным и финансовым планами входит в стратегический план развития бизнесе. Он требует четкого установления целей маркетинга и определения конкретных механизмов их достижения. Примечательно, что внимание руководства многих предприятий социально-культурной сферы по-прежнему сосредоточено на решении оперативных вопросов в обход исследования и учета потребностей населения в социально-культурной деятельности.
Разработка плана маркетинга играет важную роль в управлении предприятия социально-культурной сферы. С его помощью не только выстраивается общая программа организации и реализации маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта, но и определяется его доходность. Главной целью маркетингового плана считается координация действий персонала и руководства в области маркетинга.
Типовой план маркетинга предприятия имеет определенную структуру, включающую в себя анализ текущего состояния рынка, определение базовой проблематики и постановку задач ее решения, маркетинговую стратегию и конкретную программу действий, бюджет и блок контроля. Основными разделами маркетингового плана предприятия социально-культурной сферы считаются:
- управленческое резюме;
- оценка текущей деятельности предприятия, включая внешний аудит, анализ рынка, основные сегменты целевой аудитории, конкурентные преимущества и результаты SWOT-анализа;
- анализ конкурентов (количественный и качественный);
- товарная стратегия предприятия;
- позиционирование предприятия в целом и предлагаемого рынку продукта в частности;
- аналитика;
- план конкретных действий;
- финансовая составляющая;
- контрольный блок;
- приложения.
Описанные выше элементы плана маркетинга систематизируются в список, который отвечает определенным направлениям деятельности предприятия социально-культурной сферы.
Разработка и формирование плана маркетинга предприятия социально-культурной сферы – задача не из легких. Ее решение требует взвешенного подхода. К числу типичных ошибок, допускаемых при разработке маркетингового плана организации социально-культурной сферы, традиционно относят:
- ориентацию на завышенные ожидания;
- неоправданную экономию;
- непоследовательность продвижения.
Рассмотрим порядок формирования плана маркетинга предприятия социально-культурной сферы более подробно.
Общая процедура разработки плана маркетинга предприятия социально-культурной сферы
Разработка плана маркетинга предприятия социально-культурной сферы представляет собой последовательный процесс, включающий в себя ряд этапов. Его основные стадии в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Общий порядок разработки плана маркетинга предприятия социально-культурной сферы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Прежде чем приступать к разработке плана маркетинга предприятия социально-культурной сферы, следует тщательно изучить и проанализировать рынок, определить тенденции и перспективы его развития. Особое внимание при этом следует уделить оценке изменения привычек потребления целевого рынка, а также наиболее популярным медиа-трендам в отрасли.
Далее, на втором этапе следует произвести оценку продукта, предлагаемого предприятием социально-культурной сферы рынку. В частности речь идет об анализе его качества и восприятия в сравнении с рыночными конкурентами. Отдельное внимание отводится изучению известности продукта и его представленности на рынке. Здесь важно определить, какими ильными и слабыми сторонами обладает рыночное предложение предприятия социально-культурной сферы, и понять, кто и за что ценит продукт.
Третий этап опосредован необходимостью выбора целевого рынка. В частности нужно четко определить, какая группа потребителей выступает ядром целевой аудитории предприятия социально-культурной сферы. Исходить рекомендуется в первую очередь из уже существующей лояльной базы клиентов.
В рамках следующего этапа проводится позиционирование и определяются конкурентные преимущества. Эксперты рекомендуют следующее. Следует построить некую идеальную ситуацию, определив, какое в сравнении с рыночными конкурентами положение должен занимать продукт предприятия социально-культурной сферы для того, чтобы быть наиболее привлекательным для представителей целевой аудитории. Таким образом, определяются преимущества, которыми должно обладать рыночное предложение фирмы. Затем идеальная ситуация сравнивается с фактическим восприятием бренда. По результатам сравнения получается необходимый вектор развития предприятия социально-культурной сферы.
Следующий этап связан непосредственно с разработкой стратегии. Обладая необходимыми знаниями относительно того идеального положения, к которому следует стремиться, предприятие социально-культурной сферы может рассчитать стратегические цели бизнеса, сформировать эффективную систему продаж, оптимизировать ассортимент оказываемых услуг и усовершенствовать систему рыночного продвижения.
В завершение формируется план тактических действий на ближайший год. Считается, что их реализация призвана приближать текущую картину к идеальному положению предприятия социально-культурной сферы в отрасли.
Данный подход к разработке плана маркетинга предприятия социально-культурной сферы, однако, является не единственным. Существуют и другие. Так, например, по модели SOSTAC процесс формирования маркетингового плана состоит из шести основных этапов. Сначала проводится анализ конкретной ситуации. Затем производится постановка целей (цели должны соответствовать критериям S.M.A.R.T) и формируется стратегия их достижения. Вслед за стратегией прорабатывается тактика. На пятом этапе осуществляются активные действия, после чего производится контроль полученных результатов.