Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экономическое планирование деятельности предприятия

Общая характеристика планирования

Определение 1

Планирование - это определение целей и задач предприятия на определённую перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Основные принципы планирования:

  1. Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют цели:
    • хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;
    • производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;
    • научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;
    • социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;
    • экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.
  2. Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия;
  3. Принцип научности. Требует учёта перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов;
  4. Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования;
  5. Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием;
  6. Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия.
Статья: Экономическое планирование деятельности предприятия
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Замечание 1

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.

Виды планирования

В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.

Долгосрочное планирование обычно охватывает трёхлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.

Среднесрочное планирование (от $2$ до $3$-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план.

«Экономическое планирование деятельности предприятия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.

В планировании используются следующие основные методы:

  • нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;
  • балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;
  • экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;
  • интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из неё, определяет промежуточные плановые показатели;
  • факторный - на основе расчётов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;
  • матричный - путём построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;
  • экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие.

Стратегия развития предприятия

Целью разработки стратегии развития предприятия является выявление основных направлений его эффективного функционирования на основании максимальной реализации существующего научно-технического потенциала во взаимосвязи с внутрипроизводственными резервами и внешней окружающей средой.

Основными задачами формирования стратегии предприятия являются:

  • выбор эффективных направлений хозяйственной деятельности, которые необходимо развивать;
  • определение размера капитальных вложений и других ресурсов, необходимых для осуществления выбранных направлений хозяйственной деятельности;
  • оценка результатов отдачи.

Стратегический план предприятия составляется в такой последовательности:

  1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды.
  2. Определение хозяйственной политики предприятия.
  3. Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы.
  4. Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, НИОКР, производства, организационных изменений, а также финансовая, социальная и экологическая стратегия.

Стратегический план предприятия состоит из следующих разделов:

  1. Цели и направления деятельности;
  2. Текущие и долгосрочные задачи;
  3. Базовая стратегия;
  4. Функциональные стратегии;
  5. Описание наиболее важных программ;
  6. Описание внешних операций;
  7. Объем капитальных вложений и распределение ресурсов;
  8. Формулировка резервных стратегий.

При составлении стратегического плана используется следующая информация: объем годовых продаж по группам товаров; годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям; годовой объем экспорта и его удельный вес к общему объёму продаж; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; баланс на конец последнего года плана; финансовый план.



Рисунок 1.

Стратегия предприятия разрабатывается на различные периоды времени в зависимости от степени предсказуемости будущего, продолжительности периода внедрения идеи, отраслевой принадлежности предприятия и уровня технической оснащённости (от $3$ до $10$ лет).

Существуют следующие разновидности базовых стратегий:

  • стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства, продаж, капитальных вложений и т.п.;
  • стратегия стабилизации - это план деятельности предприятия в условиях нестабильности объёмов продаж и доходов;
  • стратегия выживания - это оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса деятельности предприятия.
Замечание 2

Одной из важнейших составных частей стратегии предприятия является планирование риска. Сущность этого плана заключается в достижении высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от этих возмущений.

Методы выбора стратегии:

  • метод PIMS - моделирование влияния стратегических факторов на показатели эффективности предприятия (рентабельность, прибыль);
  • метод кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат на производство от его объёма;
  • метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия;
  • метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка;
  • метод "мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки).
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot