Понятие образовательных услуг и принципы их продвижения на рынке
Под влиянием конкурентной среды активно развивается рынок образовательных услуг.
Под образовательной услугой понимают процесс передачи определенной информации для усвоения и получения определенного результата.
Образовательная услуга – это комплекс знаний, навыков и умений, которые используются для удовлетворения потребности человека в интеллектуальном развитии и приобретении профессии.
Образовательные услуги обладают теми же характеристиками, которые присуще всем услугам: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость.
Образовательные услуги обладают низкой степенью осязаемости. Абитуриент, будущий студент, поступая в вуз, не может заранее предположить, какой он получит результат от обучения. О качестве услуг можно судить только по отзывам бывших обучающихся или рекламе.
Качество образовательной услуги меняется по мере изменения квалификации персонала образовательного учреждения, обновления материально-технической базы.
Такая черта как несохраняемость услуги проявляется в том, что человеку свойственно забывать полученную ранее информацию, помимо того, она со временем устаревает, и тогда приходится обновлять свои знания.
Классификация образовательных услуг:
- дошкольное, среднее, высшее и послевузовское образование;
- система технической подготовки кадров (профессиональные переподготовки и курсы повышения квалификации);
- обучение населения на различных курсах (вождение автомобиля, иностранные языке, пользование компьютером и др.);
- прочие услуги (репетиторство).
Для привлечения обучающихся (учеников, студентов, слушателей и т.д.) необходимо особое внимание уделять маркетинговой и рекламной деятельности при продвижении образовательных услуг.
Образовательные учреждения для продвижения своих услуг должны следовать следующим принципам:
- использование современных методов продвижения и интернет-маркетинга;
- адаптация сайтов учебных заведений под мобильные устройства (по возможности и острой необходимости);
- доступность информации о программах и стоимости обучения на сайте учреждения;
- клиентоориентированный подход в работе образовательной организации.
Методы продвижения образовательных услуг
В настоящее время помимо традиционных методов продвижения (реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью и личные продажи) образовательные учреждения применяют и нестандартные способы привлечения потребителей.
Если выбор школы или детского сада основывается в основном на рекомендациях, отзывов знакомых и друзей или месторасположения (недалеко от дома или работы), то продвижению высших учебных заведений и различных курсов уделяется много внимания.
Наиболее популярными методами продвижения образовательных услуг являются:
- реклама в прессе;
- телереклама;
- радио реклама;
- наружная реклама;
- печатная и сувенирная продукция;
- выставки, ярмарки;
- дни открытых дверей;
- научные конференции и семинары;
- интернет-сайт образовательного учреждения;
- сообщество в социальных сетях и др.
Большое значение имеет также месторасположение образовательной организации, состояние здания, степень оснащения классов и лабораторий.
Отдельное внимание уделяется связям с общественностью в системе продвижения образовательных услуг. Образовательное учреждение нуждается в формировании положительного имиджа и репутации. В этом случае активно работает неформальный канал коммуникаций – соседи, родственники, друзья, сотрудники вузов и других заведений, бывшие ученики, которые добились определенных высот в карьере. Часто на сайте вуза или на стенде в коридоре можно встретить раздел с указанием лучших выпускников и их достижений.
Центральную позицию в формировании положения образовательного учреждения занимает его имидж. Положительное мнение и отношение может складываться с помощью buzz-маркетинга (маркетинг слухов). В качестве источников информации выступают обычные люди (бывшие студенты и ученики), знаменитости, политики, лидеры мнений, эксперты в определенных областях знаний.
Исследования рынка образовательных услуг показывают, что решающим фактором, который влияет на спрос, является информированность. Это Сведения о сильных сторонах обучения в образовательном учреждении, его преимуществах и возможностях в карьере.
Особенности продвижения образовательных услуг в интернет-среде
Существует большое количество возможностей для эффективного продвижения образовательных услуг. Актуальным и современным методом считается продвижение через Интернет. Применение технологий интернет-маркетинга позволяет образовательным учреждениям позиционировать себя среди конкурентов и привлекать большое число обучающихся. Целевая аудитория – это в основном молодые люди в возрасте 18-35 лет, которые являются активными пользователями интернета.
Основные способы продвижения образовательных услуг в интернет-среде:
- сайт ли портал;
- социальные сети;
- email маркетинг.
В настоящее время при выборе того или иного учебного заведения абитуриенты обращаются в поисковые системы и ищут подходящую информацию. Любой вуз имеет свой интернет-сайт, где представлена вся информация о структуре учреждения, образовательных программах, условиях поступления, а также интересная жизнь образовательной организации. Более подробную информацию можно узнать на дне открытых дверей или в приемной комиссии.
Большое значение уделяется развитию профилей учебных заведений в социальных медиа. Это эффективный метод продвижения высших учебных заведений, различных курсов и т. д.
Такая форма коммуникации активно используется среди молодежи. На страничках образовательной организации можно получить оперативную и актуальную информацию о обучении, возможностях, отзывах других обучающихся. Задать интересующие вопросы и получить быстрые ответы. Обычно в соцсетях информация обновляется намного чаще, чем на сайте.
Электронная рассылка писем носит таргетированный характер, но может быть и обычной рассылкой писем об открытии новых курсов и программ обучения.
Практика показывает, что активная работа сайта и социальных сетей позволяет успешно решать многие задачи по продвижению образовательных услуг, поддержке имиджа учреждения, коммуникаций, повышению комфортности образовательного процесса, а также развитию взаимоотношений между рынком образования и рынком труда.