Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблемы анализа уровня диверсифицированности оказания услуг в транспортном бизнесе

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Проблемы анализа уровня диверсифицированности оказания услуг в транспортном бизнесе
Проблемы анализа уровня диверсифицированности оказания услуг в транспортном бизнесе

Основы диверсификации услуг в транспортном бизнесе

Определение 1

Диверсификация – это расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта.

Диверсификация в транспортном бизнесе – это расширение ассортимента выполняемых транспортными компаниями работ и услуг.

В общем смысле под диверсификацией в маркетинге принято понимать увеличение номенклатуры выпускаемых фирмой товаров (услуг). В некоторых случаях ее отождествляют с внедрением капитала компании в те сферы, которые не связаны с основным видом ее деятельности. С экономической точки зрения диверсификация опосредована совершенствованием производства и ростом его масштабов за счет разработки новых видов продукции и услуг, поставляемых на иные рынки, а также изысканием более конкурентоспособных позиций на новых рынках.

Замечание 1

В целом применительно к сфере транспорта диверсификация может быть определена в качестве увеличения номенклатуры товаров и услуг в основной и смежных сферах деятельности.

В сфере транспортных услуг диверсификация может осуществляться по трем основным направлениям. В соответствии с этим выделяют три ее вида:

  • концентрическая диверсификация;
  • горизонтальная диверсификация;
  • конгломератная диверсификация.

Каждая из них имеет свои особенности. Так, в основе диверсификации концентрического типа лежит оказание услуг и выполнение работ, не связанных с перевозками, но реализуемых для клиентов транспорта. Это может быть организация автомобильной стоянки для пассажиров, открытие гостиниц на вокзалах и пр.

Горизонтальная диверсификация основана на оказании транспортных и смежных с ними услуг, схожих с продукцией основной деятельности транспортных компаний. Примером горизонтальной диверсификации может выступать сдача в аренду складов и помещений.

Конгломератная диверсификация сопряжена с оказанием услуг, отличных от основной деятельности транспортной компании, оказываемых посторонним организациям и населению. Так, диверсификацией конгломератного типа может считаться оказание ремонтных услуг, строительство и т.п.

Выбор того или иного направления диверсификации услуг в транспортном бизнесе позволяет транспортным компаниям получать дополнительный доход, что особенно важно в период спадов объемов перевозок. В целом же диверсификация позволяет снизить риски при распределении капитала между различными видами деятельности на транспорте. В большинстве случаев она проводится на стадиях роста жизненного цикла транспортных предприятий.

Анализ структуры диверсификации услуг в транспортном бизнесе

Диверсификация транспортных услуг условно может быть подразделена на два типа (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.

Виды диверсификации услуг в транспортном бизнесе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды диверсификации услуг в транспортном бизнесе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Под связанной диверсификацией понимается процесс, направленный на увеличение конъюнктуры услуг, оказываемых транспортной компанией. При этом новые услуги и товары не являются основными, но в то же время имеют технологическую связь с текущей деятельностью фирмы.

Связанная диверсификация может быть вертикальной и горизонтальной.

В основе вертикальной диверсификации лежит расширение товарной программы фирмы. Она может быть прямой и обратной. В первом случае необходимо существование дополнительных условий, способствующих расширению производства. Во втором случае речь идет о наличии различного рода управленческих и финансовых ограничений.

Горизонтальная диверсификация предполагает производство товаров и услуг, которые по своим производственно-технологическим, снабженческим и сбытовым условиям близки между собой в рамках существующего производственно-рыночного потенциала. Она может быть основана на географическом или номенклатурном расширении.

Речь о несвязанной диверсификации может идти в тех случаях, когда транспортная компания начинает осваивать новые виды деятельности, не связанные с ее традиционным профилем ни в коммерческом, ни в технологическом плане.

Несвязанная диверсификация может принимать две формы – центрированную и конгломератную.

Общая проблематика анализа уровневой структуры диверсификации транспортного бизнеса

В условиях современной российской действительности можно выделить два базовых уровня предоставления транспортных логистических услуг - базовый и расширенный. В первом случае речь идет об оказании услуг, непосредственно связанных с доставкой грузов и людей из пункта «А» в пункт «Б», а во втором случае – о дополнительном, сопутствующем сервисе.

Более глубокий анализ рынка позволяет выделить пять уровней диверсифицированности оказания услуг в транспортном бизнесе:

  • базовый (минимальный) уровень, который способна обеспечить транспортная компания;
  • средний уровень, позволяющий удовлетворять потребности клиентов исключительно в перевозке;
  • расширенный уровень, предполагающий необходимость учета клиентских потребностей по части информирования о состоянии перемещения грузов и людей, непосредственной поддержке перевозочного процесса;
  • комплексный уровень, в рамках которого осуществляется полный аутсорсинг транспортной деятельности;
  • виртуально интегрированный уровень, обеспечивающий комплексное решение транспортных задач посредством использования возможностей транспортных компаний различных уровней.

В большинстве случаев обслуживание клиентов транспортными организациями сводится к оказанию как основных, так и сопутствующих услуг, практическим воплощением которых становятся комплексные решения в области логистики. К числу основных тенденций и направлений диверсификации оказываемых в транспортном бизнесе услуг относятся постепенное наращивание транспортного парка (нередко за счет поглощения других операторов) и стремление транспортных организаций к повышению собственного уровня конкурентоспособности.

В целом справедливо говорить о стремлении транспортного бизнеса, особенно крупного, к диверсификации оказываемых услуг. В то же время для малых компаний вопросы диверсификации не столь актуальны. Основной проблемой анализа уровня диверсифицированности выступает нехватка данных.