Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблемы анализа уровня диверсифицированности оказания услуг в транспортном бизнесе

Все предметы / Маркетинг / Проблемы анализа уровня диверсифицированности оказания услуг в транспортном бизнесе

Основы диверсификации услуг в транспортном бизнесе

Определение 1

Диверсификация – это расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта.

Диверсификация в транспортном бизнесе – это расширение ассортимента выполняемых транспортными компаниями работ и услуг.

В общем смысле под диверсификацией в маркетинге принято понимать увеличение номенклатуры выпускаемых фирмой товаров (услуг). В некоторых случаях ее отождествляют с внедрением капитала компании в те сферы, которые не связаны с основным видом ее деятельности. С экономической точки зрения диверсификация опосредована совершенствованием производства и ростом его масштабов за счет разработки новых видов продукции и услуг, поставляемых на иные рынки, а также изысканием более конкурентоспособных позиций на новых рынках.

Замечание 1

В целом применительно к сфере транспорта диверсификация может быть определена в качестве увеличения номенклатуры товаров и услуг в основной и смежных сферах деятельности.

В сфере транспортных услуг диверсификация может осуществляться по трем основным направлениям. В соответствии с этим выделяют три ее вида:

  • концентрическая диверсификация;
  • горизонтальная диверсификация;
  • конгломератная диверсификация.

Каждая из них имеет свои особенности. Так, в основе диверсификации концентрического типа лежит оказание услуг и выполнение работ, не связанных с перевозками, но реализуемых для клиентов транспорта. Это может быть организация автомобильной стоянки для пассажиров, открытие гостиниц на вокзалах и пр.

Горизонтальная диверсификация основана на оказании транспортных и смежных с ними услуг, схожих с продукцией основной деятельности транспортных компаний. Примером горизонтальной диверсификации может выступать сдача в аренду складов и помещений.

Готовые работы на аналогичную тему

Конгломератная диверсификация сопряжена с оказанием услуг, отличных от основной деятельности транспортной компании, оказываемых посторонним организациям и населению. Так, диверсификацией конгломератного типа может считаться оказание ремонтных услуг, строительство и т.п.

Выбор того или иного направления диверсификации услуг в транспортном бизнесе позволяет транспортным компаниям получать дополнительный доход, что особенно важно в период спадов объемов перевозок. В целом же диверсификация позволяет снизить риски при распределении капитала между различными видами деятельности на транспорте. В большинстве случаев она проводится на стадиях роста жизненного цикла транспортных предприятий.

Анализ структуры диверсификации услуг в транспортном бизнесе

Диверсификация транспортных услуг условно может быть подразделена на два типа (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.

Виды диверсификации услуг в транспортном бизнесе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды диверсификации услуг в транспортном бизнесе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Под связанной диверсификацией понимается процесс, направленный на увеличение конъюнктуры услуг, оказываемых транспортной компанией. При этом новые услуги и товары не являются основными, но в то же время имеют технологическую связь с текущей деятельностью фирмы.

Связанная диверсификация может быть вертикальной и горизонтальной.

В основе вертикальной диверсификации лежит расширение товарной программы фирмы. Она может быть прямой и обратной. В первом случае необходимо существование дополнительных условий, способствующих расширению производства. Во втором случае речь идет о наличии различного рода управленческих и финансовых ограничений.

Горизонтальная диверсификация предполагает производство товаров и услуг, которые по своим производственно-технологическим, снабженческим и сбытовым условиям близки между собой в рамках существующего производственно-рыночного потенциала. Она может быть основана на географическом или номенклатурном расширении.

Речь о несвязанной диверсификации может идти в тех случаях, когда транспортная компания начинает осваивать новые виды деятельности, не связанные с ее традиционным профилем ни в коммерческом, ни в технологическом плане.

Несвязанная диверсификация может принимать две формы – центрированную и конгломератную.

Общая проблематика анализа уровневой структуры диверсификации транспортного бизнеса

В условиях современной российской действительности можно выделить два базовых уровня предоставления транспортных логистических услуг - базовый и расширенный. В первом случае речь идет об оказании услуг, непосредственно связанных с доставкой грузов и людей из пункта «А» в пункт «Б», а во втором случае – о дополнительном, сопутствующем сервисе.

Более глубокий анализ рынка позволяет выделить пять уровней диверсифицированности оказания услуг в транспортном бизнесе:

  • базовый (минимальный) уровень, который способна обеспечить транспортная компания;
  • средний уровень, позволяющий удовлетворять потребности клиентов исключительно в перевозке;
  • расширенный уровень, предполагающий необходимость учета клиентских потребностей по части информирования о состоянии перемещения грузов и людей, непосредственной поддержке перевозочного процесса;
  • комплексный уровень, в рамках которого осуществляется полный аутсорсинг транспортной деятельности;
  • виртуально интегрированный уровень, обеспечивающий комплексное решение транспортных задач посредством использования возможностей транспортных компаний различных уровней.

В большинстве случаев обслуживание клиентов транспортными организациями сводится к оказанию как основных, так и сопутствующих услуг, практическим воплощением которых становятся комплексные решения в области логистики. К числу основных тенденций и направлений диверсификации оказываемых в транспортном бизнесе услуг относятся постепенное наращивание транспортного парка (нередко за счет поглощения других операторов) и стремление транспортных организаций к повышению собственного уровня конкурентоспособности.

В целом справедливо говорить о стремлении транспортного бизнеса, особенно крупного, к диверсификации оказываемых услуг. В то же время для малых компаний вопросы диверсификации не столь актуальны. Основной проблемой анализа уровня диверсифицированности выступает нехватка данных.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Маркетинг» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис