Основы диверсификации услуг в транспортном бизнесе
Диверсификация – это расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта.
Диверсификация в транспортном бизнесе – это расширение ассортимента выполняемых транспортными компаниями работ и услуг.
В общем смысле под диверсификацией в маркетинге принято понимать увеличение номенклатуры выпускаемых фирмой товаров (услуг). В некоторых случаях ее отождествляют с внедрением капитала компании в те сферы, которые не связаны с основным видом ее деятельности. С экономической точки зрения диверсификация опосредована совершенствованием производства и ростом его масштабов за счет разработки новых видов продукции и услуг, поставляемых на иные рынки, а также изысканием более конкурентоспособных позиций на новых рынках.
В целом применительно к сфере транспорта диверсификация может быть определена в качестве увеличения номенклатуры товаров и услуг в основной и смежных сферах деятельности.
В сфере транспортных услуг диверсификация может осуществляться по трем основным направлениям. В соответствии с этим выделяют три ее вида:
- концентрическая диверсификация;
- горизонтальная диверсификация;
- конгломератная диверсификация.
Каждая из них имеет свои особенности. Так, в основе диверсификации концентрического типа лежит оказание услуг и выполнение работ, не связанных с перевозками, но реализуемых для клиентов транспорта. Это может быть организация автомобильной стоянки для пассажиров, открытие гостиниц на вокзалах и пр.
Горизонтальная диверсификация основана на оказании транспортных и смежных с ними услуг, схожих с продукцией основной деятельности транспортных компаний. Примером горизонтальной диверсификации может выступать сдача в аренду складов и помещений.
Конгломератная диверсификация сопряжена с оказанием услуг, отличных от основной деятельности транспортной компании, оказываемых посторонним организациям и населению. Так, диверсификацией конгломератного типа может считаться оказание ремонтных услуг, строительство и т.п.
Выбор того или иного направления диверсификации услуг в транспортном бизнесе позволяет транспортным компаниям получать дополнительный доход, что особенно важно в период спадов объемов перевозок. В целом же диверсификация позволяет снизить риски при распределении капитала между различными видами деятельности на транспорте. В большинстве случаев она проводится на стадиях роста жизненного цикла транспортных предприятий.
Анализ структуры диверсификации услуг в транспортном бизнесе
Диверсификация транспортных услуг условно может быть подразделена на два типа (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Виды диверсификации услуг в транспортном бизнесе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Под связанной диверсификацией понимается процесс, направленный на увеличение конъюнктуры услуг, оказываемых транспортной компанией. При этом новые услуги и товары не являются основными, но в то же время имеют технологическую связь с текущей деятельностью фирмы.
Связанная диверсификация может быть вертикальной и горизонтальной.
В основе вертикальной диверсификации лежит расширение товарной программы фирмы. Она может быть прямой и обратной. В первом случае необходимо существование дополнительных условий, способствующих расширению производства. Во втором случае речь идет о наличии различного рода управленческих и финансовых ограничений.
Горизонтальная диверсификация предполагает производство товаров и услуг, которые по своим производственно-технологическим, снабженческим и сбытовым условиям близки между собой в рамках существующего производственно-рыночного потенциала. Она может быть основана на географическом или номенклатурном расширении.
Речь о несвязанной диверсификации может идти в тех случаях, когда транспортная компания начинает осваивать новые виды деятельности, не связанные с ее традиционным профилем ни в коммерческом, ни в технологическом плане.
Несвязанная диверсификация может принимать две формы – центрированную и конгломератную.
Общая проблематика анализа уровневой структуры диверсификации транспортного бизнеса
В условиях современной российской действительности можно выделить два базовых уровня предоставления транспортных логистических услуг - базовый и расширенный. В первом случае речь идет об оказании услуг, непосредственно связанных с доставкой грузов и людей из пункта «А» в пункт «Б», а во втором случае – о дополнительном, сопутствующем сервисе.
Более глубокий анализ рынка позволяет выделить пять уровней диверсифицированности оказания услуг в транспортном бизнесе:
- базовый (минимальный) уровень, который способна обеспечить транспортная компания;
- средний уровень, позволяющий удовлетворять потребности клиентов исключительно в перевозке;
- расширенный уровень, предполагающий необходимость учета клиентских потребностей по части информирования о состоянии перемещения грузов и людей, непосредственной поддержке перевозочного процесса;
- комплексный уровень, в рамках которого осуществляется полный аутсорсинг транспортной деятельности;
- виртуально интегрированный уровень, обеспечивающий комплексное решение транспортных задач посредством использования возможностей транспортных компаний различных уровней.
В большинстве случаев обслуживание клиентов транспортными организациями сводится к оказанию как основных, так и сопутствующих услуг, практическим воплощением которых становятся комплексные решения в области логистики. К числу основных тенденций и направлений диверсификации оказываемых в транспортном бизнесе услуг относятся постепенное наращивание транспортного парка (нередко за счет поглощения других операторов) и стремление транспортных организаций к повышению собственного уровня конкурентоспособности.
В целом справедливо говорить о стремлении транспортного бизнеса, особенно крупного, к диверсификации оказываемых услуг. В то же время для малых компаний вопросы диверсификации не столь актуальны. Основной проблемой анализа уровня диверсифицированности выступает нехватка данных.