Содержание практического маркетинга
Практический маркетинг – система управленческих методов и взаимоотношений, объединяющая функции предприятия по разработке, производству и сбыту продукции и образующая самостоятельную область менеджмента (маркетинговый менеджмент).
Практический маркетинг представляет собой вид управленческой деятельности. В его рамках осуществляется:
- Анализ рыночной специфики и нужд потребителей;
- Разработка продукции, удовлетворяющей потребности целевой аудитории;
- Адаптация производства к рыночным требованиям;
- Определение цены, оптимально отражающей соотношение преимуществ продукта, затрат на него и спроса;
- Выбор методов сбыта продукции и инструментов его стимулирования.
Реализация маркетинга на практике, его содержание существенно зависит от характера деятельности компании и специфики предлагаемой ею на рынке продукции или услуг, а также рыночных условий. Многообразие деятельности компании определяет многогранность маркетинга.
Взаимосвязь между организацией и средой
Компания является субъектом, имеющим внешнюю среду. Между компанией и средой ее существования возникает множество взаимосвязей и существует взаимовлияние. Организация и рынок находятся в процессе непрерывного информационного и продуктового обмена: организация выпускает на рынок продукцию, продавая ее по определенной цене, а рынок, в свою очередь, реагирует на выпуск продукции, корректируя цену с помощью рыночных механизмов и определяя объем продаж. Для успешного функционирования организации необходимо обладать информацией о рынке, на котором она действует, а также предсказывать его колебания, чтобы выпускать продукцию, соответствующую его нуждам.
Практический маркетинг является тем самым инструментом организации, который позволяет установить взаимосвязь с внешней средой и управлять ей. Практический маркетинг дает организации возможность выявить две группы факторов:
- Поддающиеся воздействию – те факторы, на которые компания может оказать целенаправленное воздействие с целью изменения ситуации в благоприятную для нее сторону;
- Факторы внешней среды, на которые компания не может оказывать прямого воздействия.
Существование на рынке факторов, поддающихся контролю и влиянию со стороны организации, позволяет ей применять некоторую маркетинговую стратегию, а наличие неконтролируемых факторов создает неопределенность при разработке этой стратегии, вынуждая компанию приспосабливаться к рыночной ситуации. Таким образом, практический маркетинг реализует двоякую функцию, обеспечивая компании как знание рыночных условий, в которых она функционирует, так и возможность приспособления к ним.
Функции маркетинга
Практический маркетинг является управленческой концепцией, для которой характерно исполнение общих функций, таких как планирования, организация, координация, учет и контроль. В то же время существует ряд функций, присущих исключительно практическому маркетингу:
- Изучение маркетинговой (рыночной) среды организации;
- Комплексное исследование рынка;
- Анализ и оценка возможностей организации по производству и сбыту продукции;
- Разработка стратегии и программы маркетинга;
- Реализация маркетинговой политики, которая включает продуктовую (ассортиментную), ценовую, сбытовую (дистрибьюционную) и коммуникационную составляющие;
- Организация маркетинговой деятельности внутри компании, создание маркетинговых служб;
- Контроль и оценка эффективности маркетинговой деятельности.