Рыночное поведение потребителей
Поведение потребителей в условиях рынка отражает собой ни что иное как общую модель принятия потребительских решений. В основе его формирования лежит стремление индивидов к удовлетворению возникающих у них потребностей материального и нематериального характера.
Потребность представляет собой осознанную нужду в чем-либо. Ее удовлетворение приносит человеку определённую полезность. Каждый потребитель в рамках собственной модели своего потребительского поведения стремиться к максимизации этой полезности.
Рисунок 1. Базовые принципы рыночного поведения потребителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, потребительское поведение отражает процесс формирования индивидуального спроса на экономические блага. Его базовыми постулатами считаются стремление покупателя к наиболее эффективному при имеющихся условиях удовлетворению потребностей, то есть их максимизации. Возможности и границы потребительского поведения
сдерживают такие факторы, как финансовые возможности индивида (зависящие от уровня его дохода), его вкусы и предпочтения, а также рыночное предложение (включая уровень отпускных цен на продукцию). Определенное влияние на принципы потребительского поведения оказывают и факторы внешней среды – социальные, психологические, культурные, личностные.
В настоящее время существует множество различных моделей потребительского поведения. Все они имеют свои особенности, специфика которых, помимо прочего, определяется еще и особенностями государства, в котором проживает индивид, испытывающий определенные потребности и нужду в их удовлетворении. Особый интерес с этой точки зрения представляет России, относительно недавно вставшая на путь рыночного развития.
Современная модель потребительского поведения в России и ее становление
В настоящее время российская экономика отличается высокой степенью нестабильности. Осложняют и без того непростое положение санкции отраслевой направленности со стороны Запада, а в таких условиях рыночное поведение потребителей и его модели имеют свои особенности.
Модель рыночного поведения потребителей представляет собой стереотипы потребительского поведения, проявляемые индивидами в тех или иных рыночных ситуациях.
Российская модель рыночного потребления строится вокруг развития глобализационных процессов и стремления населения к повышению общего качества жизни с одной стороны, и с учетом возможных негативных изменение экономической обстановки в обозримом будущем. В таких условиях модель потребительского поведения характеризуется следующим.
До момента совершения покупки типичные потребители Запада стараются взвесить все возможные выгоды и издержки, которые он может получить либо понести в будущем после приобретения товара или услуги. Свое отражение здесь находит индивидуалистический рационализм, который в России не смог найти своего широкого распространения.
Следует отметить, что одновременно с переходом к экономике рыночного типа, в 90-е гг. прошлого столетия, в России начала формироваться новая модель потребительского поведения, во многом впитавшая в себя пережитки прошлого. Многие годы российская цивилизация опиралась на коллективистские ценности, когда нужды и интересы отдельно взятой семьи, трудового коллектива либо страны в целом ставились превыше личностных предпочтений. В результате был сформирован определенный стереотип потребительского поведения, который находит два воплощения:
- одни говорят о том, что человек до сих пор не способен ощущать себя полноценной и самостоятельной личностью, и, как следствие, не может принимать самостоятельных решений;
- другие указывают на превосходство душевных ценностей над рассудочными.
В таких условиях российские потребители не приучены тщательно, взвешенно и обдуманно принимать потребительские решения, касательно покупки товара (услуги) или отказа от ее совершения. В результате рыночное поведение потребителей становится весьма импульсивным, а принимаемые ими решения зачастую склоняются к мнению большинства.
Основные черты потребительского поведения в российской экономике
В настоящее время потребительское поведение, реализуемое в условиях российской экономики, имеет свои особенности. К ним относятся:
- расточительность в отношении ко времени;
- неприхотливость потребительских ожиданий%
- высокая роль демонстративного потребления;
- высокий уровень зависимости принимаемых решений от факторов психологического характера;
- снижение склонности к сбережениям;
- привлечение заемных средств для финансирования приобретения экономических благ и пр.
Фактически рыночное поведение российских потребителей свидетельствует об их стремлении к демонстративному потреблению, которое на практике нередко оказывается манипулируемым и зависимым. Это значит, что многие россияне готовы приобретать экономические блага не столько потому что они им действительно нужны, сколько потому, что они хотят подчеркнуть свой социальный и общественный статус. При все этом идет ориентация на Запад, поскольку там развитие рынка шло гораздо более быстрыми темпами, нежели в России.
Также следует отметить, что в последние годы в России наблюдается устойчивый рост спроса на такие товары и услуги, как бытовая техника, автомобили. При всем этом стремительно растет объем приобретений, совершенных посредством сети Интернет и специальных сервисов. Россияне все чаще пытаются приобретать товары за рубежом.
Основополагающими факторами, определяющими потребительское поведение российских граждан, по-прежнему выступают уровень цен и доходы, при этом первые постепенно растут, а вторые, напротив, сокращаются (во всяком случае, падает их покупательская способность). В таких условиях российские потребители вынужден сокращать объем товаров роскоши, в первую очередь приобретая все самое необходимой для жизни (продукты питания, одежда, оплата жилья, медицинские услуги).