Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Кардиналистская теория потребительского поведения

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Потребительское поведение / Кардиналистская теория потребительского поведения
Кардиналистская теория потребительского поведения

Сущность кардиналистской теории потребительского поведения

Кардиналистская теория является одной из двух базовых теоретических концепций, описывающих поведение потребителей в условиях рынка. Свое начало она берет еще в начале XIX века, когда были выпущены труда таких широко известных ученых, как Л. Вальрас, К. Менгер и С. Джевонс. Иначе ее принято называть кардиналистской теорией полезности или количественным подходом к ее измерению.

Замечание 1

Основополагающей гипотезой кардиналистской теории выступает положение о том, что полезности различных экономических благ могут быть подвергнуты количественному соизмерению, которое находит свое отражение в соответствующей функции полезности. Таким образом. речь идет о возможности теоретического измерения полезности потребления благ и предоставлении ее количественной оценки.

Готовые работы на аналогичную тему

Сторонники данной школы говорили о том, что можно определить точную величину полезности, который получает потребитель в процессе поглощения экономического блага. Благодаря количественной измеримости полезности появляется возможность проведения сравнительной оценки различных благ по уровню их полезности для потребителя и последующего определения разницы между ними.

Для измерения полезности потребления экономических благ сторонниками кардиналистской теории была предложена специальная условная единица – «ютиль» (от англ. «utility» - полезность).

Возможность измерения и количественного выражения полезности потребления благ позволила измерять полезность дополнительных единиц благ (предельную полезность), а также оценивать величину общей полезности всей совокупности благ:

  • предельная полезность (MU) отражает прирост полезности, которую потребитель извлекает из каждой дополнительно потребленной единицы блага;
  • общая полезность (TU) представляет собой сумму полезностей всех единиц блага, которые имеются у потребителя.

Общая и предельная полезности в рамках кардиналистской теории поддаются количественному измерению и, соответственно, могут быть выражены в виде формул. Графически они представлены на рисунке 1.

Графики предельной и общей полезности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Графики предельной и общей полезности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

Общая полезность определяется как совокупность полезностей всего множества экономических благ, принадлежащих потребителю. Функция предельной полезности определяется как разность между общей полезностью при потреблении n-го количества блага и общей полезности при потреблении предыдущего количества этого же блага.

В целом количественная (кардиналистская) теория рыночного поведения потребителей изложила принципиально новый подход к установлению отпускных рыночных цен на продукцию, в основе которой должна была лежать предельная полезность. В рамках настоящей теории предельная полезность характеризует дополнительное увеличения уровня благосостояния, которое получает индивид при условии потребления дополнительного количества блага данного вида и сохранении неизменным количества потребляемых благ иных видов.

Считается, что концептуальные основы кардиналистской теории поведения потребителей наиболее яркое свое отражение находят в законах Германа Гейнрихза Госсена. Рассмотрим их более подробно.

Законы Г. Госсена

В рамках кардиналистской теории наиболее широкое распространение и признание получили два закон Г. Госсена:

  • закон убывающей предельной полезности;
  • условия оптимума потребителя.

Считается, что большая часть экономических благ характеризуется свойством убывающей предельной полезности. Это означает, что с каждой дополнительно потребленной единицей блага определённого вида потребитель получает от нее все меньшее приращение полезности. Здесь в силу вступает закон убывающей предельной полезности, иначе именуемый первым законом Госсена. Согласно данному закону рост количества потребляемого товара приводит к снижению предельной полезности каждой его дополнительной единицы.

Закон убывающей предельной полезности включает в себя два основных положения. Первое положение опирается на постулат об убывании полезности последующих единиц блага, участвующих в одном непрерывном акте потребления. Результатом такого процесса выступает подобное насыщение экономическим благом. Согласно второму положению полезность каждой единицы блага в сравнении с ее полезности при первоначальном потреблении убывает.

Второй закон Госсена ориентирован на формирования условий для достижения оптимального варианта потребления для покупателя. Он предполагает, что в условиях фиксированного уровня отпускных цен на продукцию и заданном бюджете потребитель будет максимизировать свою потребность в том случае, если отношение предельной полезности и цены будет одинаковым в отношении всех благ, потребляемых потребителей.

Из второго закона Госсена следует вывод о том, что рост отпускных цен на продукцию при условии сохранности неизменными уровня доходов и цен на все прочие блага, приведет к снижению соотношение предельной полезности его потребления и цен. Таким образом. спрос на благо снизится.

В современных условиях второй закон Госсена может быть сформулирован следующим образом: для того, чтобы добиться максимально возможной полезности, потребитель, финансовые ресурсы которого ограничены, должен обеспечить потребление каждого блага в таких объемах, которые необходимы для выравнивания предельных полезностей по каждому виду благ. В математическом виде этот закон принимает следующую форму: $MU_1 = MU_2 = … = MU_n$.

Таким образом, потребитель должен таким образом распорядиться своим доход, чтобы тот набор благ, который он на него приобретает, приносил ему максимальный уровень полезности. При условии вхождения в состояние потребительского равновесия достигается равенство между полезностью денежных единиц, которые были затрачены индивидом на приобретение различных видов благ. Для того чтобы максимизировать полезность, потребителю необходимо распределить весь свой доход таким образом, чтобы последняя денежная единица, которую он затратит на покупку каждого вида товара, принесла ему одинаковую полезность.

comments powered by HyperComments