Маркетинг – организационная система (философия), направленная на удовлетворение потребностей потребителей путем производства, предложения на рынке и обмена продуктов с целью получения прибыли компанией.
Множество базовых маркетинговых понятий можно разделить на две основные группы – понятия, связанные с потребителем (потребитель, нужда, потребность, удовлетворенность, ценность) и понятия, связанные с рынком и рыночной деятельностью (рынок, спрос, предложение, обмен, сделка и т.п.).
Понятия, связанные с потребителем
Успешное функционирование любой организации невозможно без удовлетворения потребительских потребностей. От уровня удовлетворенности потребителей зависит устойчивость развития фирмы и размер ее прибыли.
Под потребителем понимают физическое или юридическое лицо, приобретающее или имеющее намерение приобрести продукты (товары, услуги) для личных нужд.
В основе маркетингового подхода к ведению бизнеса лежат нужды и потребностей людей.
Нужда – это испытываемое человеком чувство необходимости, нехватки чего-либо.
Потребность – это форма удовлетворения нужды, которая определяется традициями, культурой, личностью индивида и другими факторами.
Чувство жажды – это нужда, а соответствующая потребность в питье может быть удовлетворена различными напитками в зависимости от вкусов человека или традиций страны его проживания.
Отличие нужд от потребностей состоит в том, что перечень нужд весьма ограничен и практически одинаков для всех людей независимо от их личностных и культурных характеристик:
- физиологические нужды (еда, питье, одежда, жилье и т.п.);
- социальные нужды (привязанность, влияние, общественное признание);
- личные нужды (знания, самовыражение).
Потребности же людей, базирующиеся на их нуждах, безграничны в своем разнообразии.
В контексте понимания потребностей маркетинг можно рассматривать как процесс, с помощью которого компании удовлетворяют нужды и потребности потребителей путем создания товаров, обладающих потребительской ценностью.
Удовлетворенность потребителя – это степень, в которой ожидания от продукта или услуги, а также от процесса их приобретения, соответствуют реальной ситуации.
Целью компании, реализующей маркетинговую деятельность, является достижение высшего уровня удовлетворенности потребителя, который достигается путем превосходства реальности над потребительскими ожиданиями. Количественно степень удовлетворенности покупателя можно измерить с помощью такого параметра, как полезность.
Полезность – получаемое потребителем удовлетворение от приобретения и/или потребления товара.
С учетом вышесказанного, успешность компании на рынке определяется ценностью предложения, которое она предоставляет своему потребителю.
Ценность – это соотношение затрат на продукт и его полезности для потребителя.
Таким образом, для увеличения дохода и доли рынка компаниям следует производить товары, наилучшим образом удовлетворяющие потребности покупателей, сохраняя при этом невысокую цену продажи, то есть максимизировать ценность продукта для потребителя.
Понятия, связанные с рынком
Максимизация потребительской ценности фирмами-производителями товаров и услуг чаще всего происходит в рамках рыночных отношений. Развитие рыночных отношений напрямую связано с разделением труда. Общее определение рынка можно сформулировать следующим образом:
Рынок – система социально-экономических отношений в сфере обмена, с помощью которых осуществляется реализация товаров и услуг.
В маркетинге рынок – это множество реальных и потенциальных покупателей товара. Маркетинговое понятие рынка предполагает наличие некоторых параметров, определяющих его границы, таких как:
- Географическое положение;
- Покупательские способности;
- Емкость и т.д.
Любой рынок может быть описан с помощью ряда характеристик, ключевыми из которых с точки зрения маркетинга являются спрос и предложение. Именно эти характеристики рынка постоянно изучают компании с целью формулирования подходящей маркетинговой стратегии.
Спрос представляет собой количество продукции, которое потребители хотят и могут приобрести по некоторой цене в течение определенного периода времени.
Предложение представляет собой количество продукции, которое производители хотят и могут предоставить на рынок по некоторой цене в течение определенного периода времени.
Спрос и предложение являются макроэкономическими категориями, но используются в маркетинге для выбора и корректировки используемой маркетинговой стратегии. Равновесие спроса и предложения создает возможность обмена между участниками рынка для удовлетворения собственных нужд. В рыночных условиях обмен проходит в форме сделки.
Сделка – это коммерческий обмен ценностями между участниками рынка.
Для того, чтобы сделка состоялась, необходимо соблюдение следующих условий:
- Наличие двух объектов, равнозначных с точки зрения ценности (в случае классической (денежной) сделки одним из объектов выступают денежные средства или их эквиваленты);
- Условия заключения сделки, устраивающие обе стороны (время, место и т.д.)
Маркетинг как философия ведения бизнеса позволяет компании определить рыночные условия деятельности и разработать соответствующую им стратегию развития, а также выбрать оптимальные условия сделки в зависимости от специфики продаваемого продукта и характеристик спроса и предложения.