Понятие, цели и задачи политического маркетинга
Политическая деятельность, как и любая другая ориентирована на завоевание и сохранение контроля над рынком. Под рынком в данном случае понимают рынок власти.
Под политическим маркетингом понимают систему информационного воздействия на политический рынок с целью обеспечения поддержки граждан.
Политический маркетинг – это маркетинг, представляющий собой процесс планирования, разработки и практического воплощения идей, товаров и услуг на политическом рынке для стимулирования их сбыта и распределения в целях реализации.
Первое применение политического маркетинга произошло в США в 1952 году во время избирательной кампании президента Д. Эйзенхауэра. Он первый обратился в рекламное агентство для организации его предвыборной кампании.
В этот период теоретики и практики маркетинга выявили, что методы и приемы торгового и банковского маркетинга можно применять и в «продаже» политиков, т.е. повышению их шансов быть избранными.
Предметом изучения политического маркетинга является не только сам избирательный процесс, но и различные политические коммуникации, которые связаны с разработкой политических предложений и с удовлетворением спроса на конкретные политические услуги.
Основные цели политического маркетинга:
- коррекция поведенческих моделей, которые сформированы у конкретных социальных групп и которые представляют угрозу для сообщества (алкоголизм, наркомания и др.);
- введение в социальную практику идей, традиций, схем поведения, которые общество определяет, как положительные (забота о детях, пожилых и инвалидах, защита окружающей среды, экономия природных ресурсов и др.).
Политический маркетинг решает следующие задачи:
- развитие концепции коммуникаций относительно выдвигаемых идей;
- определение адекватности идей обществу или отдельной его части;
- выявление позиции, которую надо занять в зависимости от личных качеств лидера, ожиданий политического рынка и наличия конкурентов.
Функции и виды политического маркетинга
Политический маркетинг направлен на создание и расширение спроса на специфическую продукцию. Политические партии обменивают эти товары на поддержку граждан на выборах, а также в проводимых политических кампаниях привлекают новых членов в свои ряды.
Политический маркетинг выполняет ряд функций:
- коммуникативная;
- сбытовая;
- аналитическая;
- координирующая.
Первая функция связана с общением с избирателями посредством встреч и рекламных кампаний. Вторая функция заключается в формировании имиджа кандидата, его продвижении и проведение PR-кампании. Аналитическая функция – это исследование и оценка политического рынка. И последняя функция состоит в взаимодействии между кандидатами и избирателями в процессе продвижения и создания товара, т.е. кандидата, а избиратель выступает в качестве потребителя.
Более конкретные функции политического маркетинга:
- формирование политического рынка идей, программ, проектов перестройки общества;
- определение и выдвижение выдающихся политических деятелей и устранение непрофессиональных политиков;
- рост конкурентной борьбы различных политических партий и движений на основе представления ими новых программ и проектов;
- интеграция различных групп вокруг одного государственного или национального интереса;
- поддержка в развитии и укреплении демократии.
Выделяют следующие виды политического маркетинга относительно объекта маркетинговой деятельности:
- кандидатов;
- организаций;
- идей и концепций.
Наиболее распространенным видом политического маркетинга является маркетинг кандидатов, который имеет место в рамках избирательного процесса. Относительно целей, которые ставятся избирательной кампанией, усилия направляются на сохранение, изменение или формирование определенного отношения к нему избирателей. Ключевая задача состоит в получении поддержки электората в количестве, которого будет достаточно для избрания и получения мандата депутата.
Следующий распространенный вид – маркетинг политических организаций. Это политические партии, блоки и движения. Целью их маркетинговой деятельности является формирование отношений поддержки населением той или иной политической силы или изменение ситуации в положительную сторону, если население негативно воспринимает действия политических сил.
Маркетинг политических идей и концепций – это маркетинг идей, который содержатся в предвыборных программах политических партий или движений. Основная задча маркетинга – получить понимание, одобрение и поддержку политических идей, которые выдвигаются в программах.
Технологии политического маркетинга
Под технологиями политического маркетинга понимают комплекс последовательно применяемых методов и приемов деятельности, целью которой является наиболее эффективная реализация задач для решения политических проблем.
Политические партии, блоки и движения используют следующие технологии:
- производство слухов, раздача неподписанных листовок (распространение клеветнических сведений о кандидате в рамках неформальной коммуникации);
- «клонирование» СМИ (в процессе подделки какого-либо печатного издания, который имеет ярлык повешенного конкурентом);
- политическое граффити (формирование подсознательной связи между именем конкурента и проблемами в обществе: плохие дороги, отсутствие детских площадок и пр.);
- технология «массовых собраний» или «акций протеста» (привлечение социального недовольства, внимания общества к социальным проблемам, которые связаны с деятельностью администрации);
- использование телефонных технологий, а именно «позднего» звонка (цель: раздражение избирателей политического оппонента);
- технология «звездных списков» (на первые места в списках регистрируют известные личности с целью привлечь обычных граждан);
- технология «самопокушение» (сознательное использование против себя несоответствующих действительности сведений и представление этого как происки конкурентов).