Понятие товарного ассортимента
Товарный ассортимент – это совокупность товаров, прочно связанных между собой в силу схожести своего функционирования либо в виду того, что их реализуют одним и тем же группам клиентов, в рамках одного и того же ценового диапазона либо через одни и те же типы заведений.
Товарный ассортимент компании характеризуется четырьмя базовыми критериями:
- широта;
- глубина;
- насыщенность;
- гармоничность.
Широта товарного ассортимента определяется количеством изготавливаемых предприятием ассортиментных групп, а его глубина характеризуется количеством ассортиментных позиций в ассортиментной группе. Под насыщенностью товарного ассортимента принято понимать число ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах. Гармоничность товарного ассортимента определяется степенью близости товаров различных ассортиментных групп с позиции их потребителей либо каких-то иных показателей.
Для того, чтобы обеспечивать высокую эффективность своей деятельности компании вынуждены постоянно развивать и совершенствовать свой товарный ассортимент, а значит – грамотно планировать и управлять им.
Сущность и основы планирования товарного ассортимента
Товарный ассортимент в системе управления маркетингом подлежит планированию. В общем смысле под планированием товарного ассортимента следует понимать процесс обоснованного отбора изделий для будущего производства и сбыта, а также приведения всех характеристик товарной продукции в соответствие потребительским требованиям.
В основе планирования товарного ассортимента лежит стремление компании предлагать рынку такой ассортимент товарной продукции, который был бы способен удовлетворять покупателей с точки зрения широты, глубины, насыщенности и гармоничности.
В рамках планирования товарного ассортимента руководством компании принимаются обоснованные управленческие решения, касательно снятия с производства устаревших товаров, модификации уже выпускаемых изделий, разработке и изготовлении новых видов продукции.
Сама по себе технология планирования товарного ассортимента всегда имеет исходные условия, свою специфику и логику проявления, без которых она попросту не способна дать требуемых результатов. Обычно планированию товарного ассортимента всегда предшествует разработка общей ассортиментной концепции, которая дает научное обоснование и практически реализуемое представление касательно перспективного ассортимента фирмы и его оптимального варианта, основанное на прогнозных данных о характере будущего спроса и потенциальных возможностях фирмы удовлетворить предлагаемый спрос.
Целевая направленность и само искусство планирования товарного ассортимента находят свое отражение в возможности воплощения реальных и потенциальных возможностей фирмы в определенное сочетание товаров, способных на достаточно высоком уровне удовлетворять потребностей покупателей и позволяющих получать достаточную прибыль.
Так или иначе, политика планирования товарного ассортимента фирмы в основе своей может опираться на один из трех подходов - горизонтальное изменение, вертикальное изменение либо комплексное изменения. При этом в основе принятия решений относительно расширения либо сужения товарного ассортимента лежит необходимость выбора одной из двух альтернатив – расширение, связанное с диверсификацией либо сужение, вызванное необходимостью.
Общий порядок планирования товарного ассортимента
В основе планирования товарного ассортимента лежит процессный подход. Это значит, что процесс планирования товарного ассортимента в основе своей опирается на необходимость последовательного прохождения определенных стадий (этапов). В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Базовые этапы планирования товарного ассортимента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первый этап опосредован необходимостью оценки фактического состояния товарного ассортимента фирмы и ее возможностей. Его основной целью выступает определение текущего состояния товарного ассортимента и оценка возможностей компании в части использования ее внутренних ресурсов для совершенствования структуры ассортимента товаров и услуг, ею выпускаемых.
Обычно в рамках данного этапа реализуются следующие инициативы:
- проводится ревизия товарного ассортимента;
- анализируется практика использования производственных мощностей, применяемых технологий и находящихся в распоряжении фирмы материальных ресурсов;
- оценивается общая эффективность НИОКР;
- изучается и проводится анализ системы технического обслуживания;
- анализу подвергается организация и деятельность службы сбыта;
- производится анализ финансовых и кадровых ресурсов.
Для того чтобы иметь более полное и точное представление о фактическом состоянии товарного ассортимента компании во время проведения его анализа рекомендуется принимать во внимание информацию о рыночной конъюнктуре и общей деловой активности, а также сравнивать собственные показатели с аналогичными показателями конкурентов.
Второй этап связан с организацией товарного планирования и созданием новых товаров. В частности, речь идет о необходимости решения следующего ряда задач. Прежде всего, необходимо принять решения, касательно изменения конструкции уже выпускаемой продукции и пополнении товарного ассортимента компании новыми товарами. Кроме того, необходимо осуществлять постоянный контроль за влиянием внешних факторов, проводить технические исследования товаров и процессов в зависимости от потребностей рынка и положения фирмы на нем. Не менее важно осуществлять целенаправленный поиск идей новых товаров и услуг, а также обеспечивать координацию усилий и оперативность в течение всего процесса их разработки.
Третий этап опосредован прекращением производства неудачных либо устаревших товаров, не интересных рынку и не имеющих перспектив сбыта. Обычно процесс снятия продукта с производства включает в себя три шага. Сначала отбираются кандидаты для снятия с производства, затем производится сбор и анализ информации для принятия решения, после чего определяется сам порядок снятия товара с производства.