Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Планирование ассортимента выпускаемой продукции

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Планирование ассортимента выпускаемой продукции
Планирование ассортимента выпускаемой продукции

Понятие товарного ассортимента и сущность его планирования

Определение 1

Ассортимент выпускаемой продукции – это совокупность ассортиментных групп, тесно связанных между собой.

Иначе говоря, под ассортиментом выпускаемой продукции принято понимать совокупность разновидностей и сортов продукции, которые объединены и сочетаются друг с другом по определенным признакам в силу схожести их функционирования либо в виду того, что они могут быть проданы одним и тем же группам клиентов, в рамках одного и того же диапазона цен или через одни и те же типы торговых организаций.

Ключевыми характеристиками ассортимента выпускаемой фирмой продукции в системе маркетинга считаются его широта, глубина, полнота, степень обновления и структура. В системе маркетинга ассортимент выпускаемой продукции выступает объектом управления со стороны компании. Управление товарным ассортиментом, в свою очередь, включает в себя планирование, организацию и контроль ассортимента выпускаемой продукции.

В общем смысле под планированием товарного ассортимента понимается планирование всех видов деятельности, связанных с отбором изделий для будущего выпуска и приведение их свойств (эстетических, функциональных, технических) в соответствие требованиям потенциальных потребителей. Его главной целью выступает формирование ассортимента соразмерно потребностям рынка, финансовому состоянию фирмы и стратегическим целям, перед ней стоящим.

Планировать ассортимент выпускаемой продукции – означает на непрерывной основе предлагать рынку и его членам ассортимент продукции, способный удовлетворить потребителей с позиции его широты, глубины, гармоничности и насыщенности. Широта товарного ассортимента определяется количеством выпускаемых фирмой ассортиментных групп. Глубина товарного ассортимента характеризует количество ассортиментных позиций в рамках ассортиментных групп. Кроме того, выделяют насыщенность и гармоничность товарного ассортимента. Первая предопределяет количество ассортиментных позиций во всех группах ассортимента, а вторая характеризует степень близости товаров различных ассортиментных групп с позиции их потребителя.

Основными задачами планирования ассортимента выпускаемой продукции выступают:

  • удовлетворение потребительских запросов;
  • оптимизация финансовых результатов деятельности фирмы;
  • завоевание новых покупателей посредством расширения сферы применения существующей программы производства;
  • соблюдение принципов гибкости и синергии и пр.

Результатом планирования ассортимента выпускаемой продукции становится формирование ассортиментной стратегии и политики компании. В основе их построения лежит необходимость анализа и оценки спроса на отдельные виды продукции и их группы, а также аналитика динамики продаж. От качества их проведения в значительной степени зависят результаты планирования.

Сама по себе технология планирования ассортимента выпускаемой продукции опирается на определенные условия, своеобразную логику и особенности проявления. Предшествует планированию и формированию товарного ассортимента компании процесс разработке ее ассортиментной концепции. Проявлением целевой направленности и искусства планирования товарного ассортимента выступает воплощение реальных и потенциальных возможностей фирмы в сфере определенного сочетания продуктов, позволяющих получать достаточный уровень прибыли и на высоком уровне удовлетворяющих потребности покупателей.

Методическая основа планирования товарного ассортимента

В настоящее время в системе маркетинга выделяется порядка трех основных методов планирования товарного ассортимента (рисунок 1). Рассмотрим каждый из них более подробно.

Базовые методы планирования ассортимента выпускаемой продукции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые методы планирования ассортимента выпускаемой продукции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В основе метода операционного рычага лежит операционный анализ (издержки – объем – прибыль). Его важнейшей составляющей выступает разделение издержек на две группы – постоянные и переменные. При этом определяется точка безубыточности, запас финансовой прочности и экономический рычаг. Данная методика воплощает в себе простоту и эффективность, чем как раз-таки и обусловлена его высокая распространенность.

Также довольно широкое распространение на практике получил метод ранжирования товарного ассортимента посредством матрицы БКГ, т.е. матрицы хозяйственного портфеля. По большому счету эта матрица представляет собой таблицу, в которой производится сопоставление стратегических позиций всех структурных подразделений компании. В основе построения матрицы лежит два базовых критерия – доля рынка и темп его роста.

Гораздо реже при планировании ассортимента выпускаемой продукции используется метод линейного программирования. В его основе лежит необходимость принятия оптимальных плановых решений для достижения в заданных условиях значительных результатов или наименьших затрат на производство.

Выбор того или иного метода планирования закладывается в основу процессов планирования ассортимента выпускаемой продукции. Сам процесс планирования состоит их трех базовых этапов:

  • установление группового ассортимента товаров (составление ассортиментного профиля организации и сети ее продаж);
  • определение количественного соотношения между отдельными группами товаров, т.е. расчет структуры группового ассортимента;
  • определение внутригруппового ассортимента, опосредованного подбором конкретных разновидностей продукции каждой группы по различным признакам.

С практической точки зрения в основе планирования товарного ассортимента лежит необходимость оценки текущего ассортимента и возможностей фирмы, организации товарного планирования, а также снятия с производства неудачных (устаревших) товаров. Все эти мероприятия, в конечном счете, направлены на то, чтобы обеспечить непрерывное совершенствование и обновление товарной продукции фирмы, поддержку баланса ее продуктового портфеля, а также рационализацию структуры товарного ассортимента.