Понятие и значение планирования в маркетинге
Планирование является процессом, в результате которого политика компании становится конкретным планом действий по ее реализации. Планирование заставляет руководство предприятия мыслить на перспективу.
Маркетинговое планирование - это инструмент, позволяющий компании проводить мониторинг и контролировать влияние факторов внутренней и внешней среды на деятельность и получение прибыли.
Планирование маркетинга – это постоянное использование маркетинговых ресурсов для достижения поставленных целей.
Планирование способствует более четкой координации усилий организации и установлению показателей работы для осуществления контроля. Оно принуждает компанию конкретно ставить задачи и установки, чтобы делает ее гибкой к изменяющимся условиям окружающей среды.
Преимущества планирования для предприятия:
- минимизация степени неопределенности и риска в коммерческой деятельности;
- сосредоточение ресурсов на профильных и прибыльных направлениях деятельности;
- разработка алгоритма будущей работы компании для получения ожидаемых результатов при низких расходах и в конкретный временной период.
Планирование дает возможность предугадывать изменения на рынке, а также оно создает благоприятные условия для:
- регулирование усилий всего персонала компании, работа которого взаимосвязана как в пространстве, так и во времени;
- обеспечение взаимодействия между исполнителями маркетинговых планов;
- обозначение возможного развития событий;
- реакции на изменения во внешней среде;
- минимизация конфликтов;
- минимизация нерациональных действий в случае непредвиденных ситуаций.
Планирование маркетинга на предприятии -это четкое понимание положения организации на рынке. Благодаря планированию все сотрудники предприятия могут работать совместно для достижения главной цели – получение прибыли. Соответственно в основе эффективной деятельности службы маркетинга в компании лежат скоординированная система планов, программ и проектов функций маркетинга и компании в целом.
Основные задачи планирования маркетинга
Планирование маркетинга является процессом создания логической последовательности отдельных направлений маркетинговой деятельности, постановка целей и разработка планов для их достижения.
Ключевая цель маркетингового планирования – это снижение коммерческого риска за счет уменьшения степени неопределенности и сосредоточения ресурсов компании на выгодных направлениях ее деятельности на рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач в рамках планирования маркетинга:
- установление целей, основных принципов и меры оценки процесса планирования (определение объема и срока финансирования маркетинговых планов исходя из поставленных целей маркетинга);
- поиск основной информации для осуществления планирования (состояние и тенденции развития рынка, реальные и потенциальные потребности и предпочтения потребителей, прогноз изменения ассортиментной структуры рынков и т.д.);
- определение структуры планов, их связь между собой (взаимосвязь планов реализации продукции по отдельным рыночным сегментам, реализация комплексной стратегии, производственной и сбытовой деятельности региональных представительств и филиалов);
- обозначение общей структуры процесса и рамок планирования (права и обязанности структурных подразделений компании, компетенции руководства и персонала).
Основными задачами стратегического планирования в маркетинге являются следующие:
- выявление направлений деятельности компании, которые позволят понимать структуру маркетинговых исследований, особенности изучения поведения потребителей, планирования товаров и услуг, их реализация, продвижение и ценообразование;
- постановка четких целей для каждой функциональной службы на предприятии и их взаимосвязь с общими бизнес-целями;
- стимулирование координации усилий различных подразделений компании (финансы, сбыт, производство, кадры, маркетинг);
- оценка сильных и слабых сторон компании с позиции конкурирующих фирм, а также возможностей и угроз;
- выявление возможных вариантов маркетинговых действий для эффективного достижения поставленных целей;
- создание организационной основы для распределения ресурсов;
- представление важности использования методов и средств оценки деятельности подразделений компании в их взаимодействии между собой.
Принципы и методы маркетингового планирования
Для достижения поставленных целей и решения указанных задач планирования маркетинга компании необходимо соблюдать следующие принципы:
- непрерывность планирования;
- научность планирования;
- эффективность планирования;
- принцип выявления главного направления и важность его реализации;
- принцип согласованности и взаимосвязи планов.
Первый принцип заключается в том, что при изменениях условий ведения бизнеса, разработанные ранее долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы должны корректироваться с учетом происходящих изменений условий хозяйствования, а также взаимосвязи всех планов в компании.
Принцип научности означает, что планирование маркетинга строится на научно доказанных методах, а компания активно использует инновационные разработки и научные достижения в области производства, маркетинга, менеджмента.
В рамках соблюдения третьего принципа основной целью разрабатываемых планов должно быть повышение эффективности деятельности самой компании и отдельных технологических процессов.
Следующий принцип предполагает, что в процессе планирования должно быть выбрано такое направление, которое приведет компанию к успеху на рынке.
Последний принцип заключается в том, что все планы функциональных подразделений разрабатываются совместно, согласовываются и утверждаются руководством компании.
Выделяют следующие методы планирования в маркетинге:
- балансовый;
- нормативный;
- программно-целевой
- планирование по технико-экономическим факторам.
Первый метод используют компании для разработки материальных, финансовых и трудовых балансов. Сущность второго метода состоит в том, что для разработки планов применяется система норм и нормативов для рационализации ресурсов. Третий метод используется для планирования инноваций, которые направлены на обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг (или работ), а также при разработке целевых научно-технических проектов. Последний метод основан на учете факторов, которые влияют на экономические и хозяйственные процессы. Применяется для разработки производственной программы компании, а также отдельных планов социально-экономического развития предприятия.