Понятие, цель и задачи прогнозирования
Ключевым и завершающим этапом комплексного исследования рынка, результаты которого служат основной составления маркетинговых программ и проектов, является прогнозирование в маркетинге.
Маркетинговое прогнозирование предназначено для определения тенденций развития компании и разработки эффективных маркетинговых мероприятий для поддержания устойчивости предприятия в условиях неопределенности окружающей среды.
В общем виде цель и задачи прогнозирования заключаются в определении положительных и негативных факторов, которые влияют на конкретные процессы в организации в течение прогнозируемого периода. Если цель и задачи поставлены правильно, то они позволяют лицам, принимающим решения, осуществлять выбор наилучших вариантов.
Цель и задачи прогнозирования также сводятся к выявлению оптимального распределения ресурсов, оценке качества, разработке совокупных прогнозов, сравнении показателей с другими методами, составлении прогноза по экспертному типу.
Главная цель прогнозирования состоит в формировании основных предпосылок принятия решений в организации.
Это такие предпосылки, как:
- процесс изучения тенденций, причин и следствий изменений объектов;
- определение альтернативных путей развития;
- оценка процессов в объектах;
- основание стратегии развития;
- получение научно-обоснованных вариантов тенденций развития качества;
- определение тенденций факторов, оказывающих влияние на рыночную конъюнктуру.
Цель прогнозирования в маркетинге – стимулирование размышления в том, что может произойти во внешней среде и к какие могут быть последствия для деятельности компании.
Процесс прогнозирования – это решение нескольких задач, основными из которых являются:
- определение целей развития и поиск оптимальных путей их достижения;
- установление способов достижения целей;
- выявление комплекса положительных и отрицательных факторов;
- определение потребности в необходимых ресурсах;
- уточнение перспектив развития бизнеса через количественные и качественные показатели.
Виды прогнозов в маркетинге
Результаты маркетингового исследования используются для разработки планов разработки, производства и сбыта продукции. Существующая в организации система планирования предопределяет конкретные временные периоды, на которые рассчитан маркетинговый план. Соответственно система исследования рынка должна быть направлена на решение конкретных задач, определяемых соответствующим промежутком времени.
Поэтому выделяют три вида прогнозирования развития рынков:
- долгосрочное;
- среднесрочное;
- краткосрочное.
Также выделяют оперативное изучение рынка как отдельное направление прогнозирования.
Каждое направление отличается постановкой целей, степенью интеграции результатов, их полнотой и достоверностью, и требует применения соответствующих методов.
Долгосрочное прогнозирование - это составление прогноза сроком более, чем на пять лет.
В рамках данного направления прогнозирования развития рынка определяются:
- основные тенденции развития объема и структуры спроса на товары потребительского назначения;
- развитие объема и структуры потребностей в рамках отдельных отраслей экономики;
- факторы, обусловливающие потребности в тех или иных товаров, и их развитие на перспективу;
- требования, предъявляемые к ассортименту продукции с учетом развития потребностей, а также к разработке и совершенствованию производимых товаров;
- тенденции развития демографических и социально-экономических факторов и их влияние на выделение потребностей.
Результаты долгосрочного прогнозирования уточняются в рамках среднесрочного прогнозирования. Это составление прогнозов развития рынка товаров и услуг в течение 2-5 лет.
Задача среднесрочного прогноза состоит в проведении исследований, которые обосновывают разработку новых перспективных продуктов. Результаты подобных исследований – это основа для дальнейшего предварительного анализа возможностей сбыта новых товаров.
Краткосрочное прогнозирование – это составление прогнозов на 1-1,5 года
Результаты данного вида прогнозирования позволяют определить отношение населения к тем или иным товарам и объемы производства отдельных ассортиментных групп и марок (брендов).
Оперативное изучение рынка должно носить постоянный характер. Совместно со всеми видами прогноза помогает руководству компании принимать эффективные управленческие решения, которые обеспечивают более полное удовлетворение требований и запросов потребителей на рынке.
Методы прогнозирования в маркетинге
Все методы прогнозирования разделяются на две большие группы:
- фактографические;
- экспертные.
Фактографические методы прогнозирования – это методы, которые основаны на обработке объективной информации о прогнозируемой объекте.
Экспертные методы прогнозирования – методы, которые основаны на интуитивной информации специалистов-экспертов.
Фактографические методы чаще всего используются, в состав которых входят:
- экстраполяционные методы;
- системноструктурные методы;
- методы опережающей информации.
Первые метолы основаны на принципе переноса в будущее тенденций, которые действуют в прошлом и настоящем.
Системноструктурные методы - методы, основанные на определении структурной взаимосвязи и анализе выявленных взаимосвязей. Данная группа включают следующие виды:
- функционально-иерархическое моделирование;
- морфологический анализ;
- матричный метод;
- принципы сетевого моделирования и др.
Методы опережающей информации – это методы, основанные на информации, которая опережает практику.
Данные методы включают:
- анализ потоков публикаций;
- метод анализа патентной информации;
- метод значимости открытый и изобретений
Иногда отдельно выделяют четвертый тип фактографических методов прогнозирования. Это ассоциативные методы.
Ассоциативные методы прогнозирования – методы ассоциации, основанные на выявлении зависимости, развития природных объектов, и далее полученная ассоциативная модель переносится на объект прогнозирования.
Выделяют три методы в рамках ассоциативных методов прогнозирования:
- вероятностное моделирование;
- имитационное моделирование;
- историко-логическое моделирование.
Экспертные методы прогнозирования основаны на информации, которая получена от экспертов – компетентных в определенных вопросах специалистов.
Различают групповые (метод мозговой атаки, сценариев, деловых игр, построения дерева целей и др.) и индивидуальные методы экспертных оценок (метод Дельфи, интервью, анкетирование).