Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Планирование бюджета маркетинга

Особенности планирования бюджета маркетинга

Планирование маркетингового бюджета является сложной задачей, которая входит в обязанности менеджмента высшего звена.

Бюджет маркетинга содержит описание расходов по следующим направлениям деятельности компании:

  • оценка состояния и изменений на рынке (конъюнктурное исследование рыночных сегментов, а также анализ рынка на долгосрочной и среднесрочной основе);
  • обеспечение высоких позиций товаров в конкурентной среде;
  • организация эффективного движения продукции;
  • формирование коммуникаций между компанией и потребителями (активизация рекламы, средств стимулирования сбыта, участие в выставках, ярмарках и других мероприятиях);
  • создание надежной сети реализации товаров.
Замечание 1

В современных условиях развития рынка планирование маркетингового бюджета – это залог успеха любой компании. Данный процесс позволяет реализовывать достаточное количество товаров и услуг, компенсировать за счет выручки расходы, связанные с НИОКР, производством и сбытом, и получать максимальную прибыль.

Чтобы грамотно решить вопрос оптимизации деятельности предприятия, следует разработать план с расчетом инвестирования средств на выгодные маркетинговые проекты.

Задача планирования развития компании на будущее носит прогностический характер, соответственно в затратах учитывается прошлый опыт и оценка инвестирования в маркетинг главных конкурентов.

Общая смета затрат на маркетинг включает:

  • расходы на разработку новой продукции;
  • расходы на маркетинговые исследования;
  • расходы на сбыт и продвижение товаров;
  • расходы на рекламу.

В рамках разработки и реализации определенных маркетинговых мероприятий или программ могут быть следующие затраты:

  1. заработная плата персонала отдела или подразделения маркетинга;
  2. различные надбавки (премии) к оплате труда;
  3. расходы на рекламную деятельность;
  4. расходы на организацию продаж;
  5. расходы на сбор и обработку информации;
  6. расходы на модернизацию продукции;
  7. расходы на упаковку;
  8. другие расходы;
  9. общие затраты.

Методы планирования бюджета маркетинга

Компании-производители направляют значительные денежные ресурсы на маркетинговую деятельность. Для определения расходов составляется соответствующий маркетинговый бюджет под каждую программу, проект, кампанию. Бюджет включает не только будущие расходы предприятия, но и планируемые доходы от реализации маркетинговых действий, усилий и мероприятий.

«Планирование бюджета маркетинга» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Расчет итоговой суммы расходов на маркетинг осуществляется двумя методами:

  • метод сверху вниз;
  • метод снизу вверх.

Первый метод основан на определении совокупной величины затрат с последующим распределением их на отдельные маркетинговые мероприятия.

Во втором случае выявляются затраты на маркетинговые действия, а после уже разрабатывает бюджет.

Замечание 2

Маркетинговый бюджет – это часть общего бюджета компании, который складывается из прибыли, получаемой по результатам деятельности. Эту самую прибыль невозможно получить без вкладывания средств в маркетинг. Не будет продаваться достаточное количество продукции, чтобы окупить расходы на научно-исследовательские разработки, производство и продвижение товаров.

Выделение ресурсов на маркетинговую деятельность – это решение оптимизационной задачи с огромным числом переменных, влияние которых невозможно точно учесть. Поэтому эта задача носит чисто прогностический характер.

Влияние переменных нелинейное, поэтому в составлении маркетингового бюджета большое значение придают опыту руководства, традициям и оценке расходов конкурирующих компаний.

Для оценки уровня маркетинговых затрат можно использовать уравнение прибыли:

$P = W - [S (O + A) + F + (R+D)],$, где:

  • $P$ – прибыль компании;
  • $W$- цена по прейскуранту;
  • $S$ – объем продаж продукции (в шт.);
  • $O$ – транспортные, комиссионные и другие затраты на реализацию 1 единицы продукции;
  • $A$ – производственные издержки единицы продукции, не связанные с маркетингом, но зависящие от объема производства;
  • $F$ – постоянные издержки на производство, не связанные с маркетингом и не зависящие от объема производства и продажи;
  • $R$ – рекламные расходы;
  • $D$ – затраты на продвижение продукции.

Процесс планирования маркетингового бюджета

Планирование бюджета маркетинга осуществляется в два этапа:

  • планирование расходов на маркетинг на основе показателей целевой прибыли;
  • составление бюджета маркетинга на основе оптимизации прибыли.

Первый этап включает следующие стадии:

  1. оценка емкости рынка на будущий год (применяются результаты конкретизированных исследований рынка, расчеты с учетом темпов роста рынка);
  2. прогнозирование доли компании на рынке в следующем году (определяется в % с учетом прогнозной оценки изменения показателей конкурентоспособности конкретного товара и продукции конкурентов; если доля не меняется, то используется текущее значение);
  3. прогноз объема продаж;
  4. расчет цены товара для продажи торговым посредникам (возможно сохранение текущей цены, установление цены на уровне среднерыночных, корректировка цен с учетом изменений потребительских свойств продукции);
  5. определение суммы поступлений от продаж (произведение расчетного объема продаж на цену за единицу продукции);
  6. определение суммы переменных издержек;
  7. определение суммы валовой прибыли;
  8. определение суммы постоянных издержек;
  9. расчет части валовой прибыли для покрытия маркетинговых затрат и получение дохода;
  10. определение величины целевой прибыли;
  11. расчет вероятных расходов на маркетинг;
  12. разделение маркетингового бюджета по направлениям (маркетинговые исследования, стимулирование сбыта, реклама).

Далее разрабатывается маркетинговый бюджет на основе оптимизации прибыли. Это требует установления взаимосвязи между объемом продаж и элементами комплекса 4р. Используется специальная функция, а именно функция реакции сбыта, которая представляет собой прогноз возможного объема продаж в течение конкретного временного промежутка при разных уровнях маркетинговых затрат.

Дата написания статьи: 24.01.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot