Понятие товарного ассортимента и сущность его планирования
Ассортимент выпускаемой продукции – это совокупность ассортиментных групп, тесно связанных между собой.
Иначе говоря, под ассортиментом выпускаемой продукции принято понимать совокупность разновидностей и сортов продукции, которые объединены и сочетаются друг с другом по определенным признакам в силу схожести их функционирования либо в виду того, что они могут быть проданы одним и тем же группам клиентов, в рамках одного и того же диапазона цен или через одни и те же типы торговых организаций.
Ключевыми характеристиками ассортимента выпускаемой фирмой продукции в системе маркетинга считаются его широта, глубина, полнота, степень обновления и структура. В системе маркетинга ассортимент выпускаемой продукции выступает объектом управления со стороны компании. Управление товарным ассортиментом, в свою очередь, включает в себя планирование, организацию и контроль ассортимента выпускаемой продукции.
В общем смысле под планированием товарного ассортимента понимается планирование всех видов деятельности, связанных с отбором изделий для будущего выпуска и приведение их свойств (эстетических, функциональных, технических) в соответствие требованиям потенциальных потребителей. Его главной целью выступает формирование ассортимента соразмерно потребностям рынка, финансовому состоянию фирмы и стратегическим целям, перед ней стоящим.
Планировать ассортимент выпускаемой продукции – означает на непрерывной основе предлагать рынку и его членам ассортимент продукции, способный удовлетворить потребителей с позиции его широты, глубины, гармоничности и насыщенности. Широта товарного ассортимента определяется количеством выпускаемых фирмой ассортиментных групп. Глубина товарного ассортимента характеризует количество ассортиментных позиций в рамках ассортиментных групп. Кроме того, выделяют насыщенность и гармоничность товарного ассортимента. Первая предопределяет количество ассортиментных позиций во всех группах ассортимента, а вторая характеризует степень близости товаров различных ассортиментных групп с позиции их потребителя.
Основными задачами планирования ассортимента выпускаемой продукции выступают:
- удовлетворение потребительских запросов;
- оптимизация финансовых результатов деятельности фирмы;
- завоевание новых покупателей посредством расширения сферы применения существующей программы производства;
- соблюдение принципов гибкости и синергии и пр.
Результатом планирования ассортимента выпускаемой продукции становится формирование ассортиментной стратегии и политики компании. В основе их построения лежит необходимость анализа и оценки спроса на отдельные виды продукции и их группы, а также аналитика динамики продаж. От качества их проведения в значительной степени зависят результаты планирования.
Сама по себе технология планирования ассортимента выпускаемой продукции опирается на определенные условия, своеобразную логику и особенности проявления. Предшествует планированию и формированию товарного ассортимента компании процесс разработке ее ассортиментной концепции. Проявлением целевой направленности и искусства планирования товарного ассортимента выступает воплощение реальных и потенциальных возможностей фирмы в сфере определенного сочетания продуктов, позволяющих получать достаточный уровень прибыли и на высоком уровне удовлетворяющих потребности покупателей.
Методическая основа планирования товарного ассортимента
В настоящее время в системе маркетинга выделяется порядка трех основных методов планирования товарного ассортимента (рисунок 1). Рассмотрим каждый из них более подробно.
Рисунок 1. Базовые методы планирования ассортимента выпускаемой продукции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе метода операционного рычага лежит операционный анализ (издержки – объем – прибыль). Его важнейшей составляющей выступает разделение издержек на две группы – постоянные и переменные. При этом определяется точка безубыточности, запас финансовой прочности и экономический рычаг. Данная методика воплощает в себе простоту и эффективность, чем как раз-таки и обусловлена его высокая распространенность.
Также довольно широкое распространение на практике получил метод ранжирования товарного ассортимента посредством матрицы БКГ, т.е. матрицы хозяйственного портфеля. По большому счету эта матрица представляет собой таблицу, в которой производится сопоставление стратегических позиций всех структурных подразделений компании. В основе построения матрицы лежит два базовых критерия – доля рынка и темп его роста.
Гораздо реже при планировании ассортимента выпускаемой продукции используется метод линейного программирования. В его основе лежит необходимость принятия оптимальных плановых решений для достижения в заданных условиях значительных результатов или наименьших затрат на производство.
Выбор того или иного метода планирования закладывается в основу процессов планирования ассортимента выпускаемой продукции. Сам процесс планирования состоит их трех базовых этапов:
- установление группового ассортимента товаров (составление ассортиментного профиля организации и сети ее продаж);
- определение количественного соотношения между отдельными группами товаров, т.е. расчет структуры группового ассортимента;
- определение внутригруппового ассортимента, опосредованного подбором конкретных разновидностей продукции каждой группы по различным признакам.
С практической точки зрения в основе планирования товарного ассортимента лежит необходимость оценки текущего ассортимента и возможностей фирмы, организации товарного планирования, а также снятия с производства неудачных (устаревших) товаров. Все эти мероприятия, в конечном счете, направлены на то, чтобы обеспечить непрерывное совершенствование и обновление товарной продукции фирмы, поддержку баланса ее продуктового портфеля, а также рационализацию структуры товарного ассортимента.