Способы организации мерчандайзинга в компании
Мерчандайзинг – это быстро развивающее направление в области продвижения продаж.
При организации мерчандайзинга необходимо учитывать следующие критерии:
- число торговых точек, которые необходимо покрыть работой по мерчандайзингу;
- время работы мерчандайзера в одном магазине;
- частота посещений торговых точек.
Основные функции мерчандайзера:
- осмотр торговых залов магазинов;
- посещение склада и доставка товаров в магазин;
- выкладка продукции на полках, витринах и стеллажах по правилам концепции мерчандайзинга;
- размещение ценников;
- размещение промо материалов;
- консультирование продавцов по правилам выкладки продукции.
В обязанности мерчандайзера не входит составление заказа, решение вопросов оплаты и документооборот. Этим занимается торговый представитель.
Выделяют четыре способа организации мерчандайзинга в компании:
- мерчандайзеры входят в отдел продаж;
- функции мерчандайзера выполняет торговый представитель;
- формирование отдела мерчандайзинга;
- привлечение аутсорсинговой компании по мерчандайзингу.
Первая форма организации мерчандайзинга в компании предполагает, что все торговые точки на территории разделены по географическому критерию или по торговым каналам. Каждая выделенная часть закрепляется за старшим менеджером, у которого в подчинении находятся торговые представители. Именно они обходят клиентов и собирают заказы.
Такой вариант подходит тем компаниям, у которых нестабильные продажи и доставка. Постепенно мерчандайзер становится помощником торговых представителей.
Во втором случае ситуация аналогичная первой. Обычно большинство клиентов – это небольшие магазины и павильоны. Прайс-лист компании содержит от трех до пятнадцати позиций. Это означает, что мерчандайзер проводит в каждой торговой точке непродолжительное время. Поэтому торговый представитель может вполне выполнять и функции мерчандайзера.
Отдел мерчандайзинга организуется независимо от отдела продаж или маркетинга. Он может находиться в подчинении директора по продажам и торгового маркетинга. Структура отдела следующая: 7-10 мерчандайзеров и супервайзер, т.е. старший менеджер.
Услугами аутсорсинговых, т.е. сторонних, агентств пользуются компании, которые продают свою продукцию в магазины через дистрибьюторов.
Как показывает статистика, компании не используют каждый способ в чистом виде. Как правило, принимаются смешанные решение относительно мерчандайзинга.
Формирование службы мерчандайзинга
Организация мерчандайзинга в магазине требует комплексного подхода. Для этого следует выполнить ряд действий:
- создать должность мерчандайзера или отдел мерчандайзинга;
- разработать и внедрить стандарты мерчандайзинга;
- проводить регулярную оценку и контроль результатов работы мерчандайзеров.
Формировать целый отдел или нанимать одного специалиста – решение данного вопроса зависит от размера торговой площади, количества обслуживаемых торговых точек и возможностей компании.
Мерчандайзинг неразрывно связан с такими функциями в компании, как маркетинг, логистика, ценообразование. Поэтому отдел мерчандайзинга тесно работает в кооперации со специалистами маркетинговой службы и др.
Различают несколько вариантов создания службы мерчандайзинга:
- отдел входит в департамент по реализации товаров;
- отдел входит в департамент маркетинга;
- создание отдельного департамента мерчандайзинга.
Выбор того или иного варианта зависит от различных факторов:
- формата магазина;
- размер торговой площади;
- широта ассортимента;
- изменение ассортимента;
- перспектив развития компании (появление новых направлений, расширение штата и т.д.).
В отделе мерчандайзинга работают сотрудники, которые обладают аналитическими и коммерческими навыками. Обычно это менеджеры по товару, менеджер по планированию ассортимента и собственно руководитель службы. Сотрудничество с отделом маркетинга позволяет создавать условия для коммерческой реализации товаров и максимизировать продажи в торговых точках.
Работа мерчандайзера строится на стыке нескольких специальностей. Он должен обладать знаниями в сфере управления ассортиментом, методами его анализа, прогнозирования, а также подключать творческий подход (креативные идеи и предложения).
Методы мерчандайзинга
Различают следующие методы мерчандайзинга, которые способствуют повышению продаж в торговых точках:
- «фокусный пункт»;
- «движение глаз»;
- «обратные часы»;
- «золотой треугольник»;
- «принцип совместимости»;
- «зона вытянутой руки»;
- «верхи не могут, низы не хотят»;
- «эффект винегрета»;
- звуковое сопровождение;
- ароматерапия;
- игра цветами;
- рациональная подача.
Первый метод состоит в том, что товар видно с определенного расстояния, он должен располагаться по центру со смещением вправо.
Второй метод означает, что движение глаз покупателя по полке – это чтение страницы с эпиграфом. Первый взгляд сначала в правый верхний угол, далее он перемещается волнообразно слева направо и сверху вниз.
«Обратные часы» - это движение большей части покупателей по торговому залу против часовой стрелки. Поэтому и основные товары следует располагать в зоне движения. Товары, которые расположены близко ко входу остаются незамеченными. Покупателю необходимо сначала прийти в себя и оглядеться вокруг.
«Золотой треугольник» или 3/90” означает, что почти 90% покупателей проходят 1/3 торгового зала и собираются выйти. Соответственно, главные товары необходимо размещать в зоне видимости от входа и обеспечить к ним доступ. Товары первой необходимости (хлеб, молоко) располагаются в самом дальнем углу магазина. А касса в итоге и образует золотой треугольник, где лежат товары для быстрой продажи.
Если средние полки приносят 100% товарооборота, то верхние 62%, а нижние всего 48%. Если товар переставить от уровня пола до уровня глаз, то продажи увеличатся на 78%. А от уровня рук на уровень глаз – на 63%.
Эффект винегрета – это расположение большого числа торговых марок и упаковок товара на одной полке, что приводит к потери визуальной концентрации на каком-то определенном товаре. Рекомендует выкладывать 2-3 лидирующих бренда на одну полку.
В соседстве с главным брендом выставляют новую и неизвестную марку. За счет популярности рядом стоящих марок потребители замечают новинку.