Сущность оптовой торговли, базовые виды и формы ее осуществления
Оптовая торговля выступает неотъемлемой частью рыночного механизма и выполняет ряд важнейших функций. Свои преимущества она несет как для товаропроизводителя, так и для розничных продавцов и покупателей.
Единого подхода к определению сущности оптовой торговли не существует. Большая часть авторов сходится во мнении о том, что к оптовой торговле следует относить все виды деятельности, которые связаны с продажей товаров и услуг субъектам рынка, впоследствии перепродающим их или использующим в собственных целях производства. Согласно другому подходу определяющую роль при отнесении торговой деятельности к оптовой играет размер партий реализуемой товарной продукции, цели ее приобретения и особенности расчета.
На сегодняшний день основополагающая цель оптовой торговли и ее сущностное предназначение заключаются в обеспечении эффективности товародвижения продукции от товаропроизводителя к конечному потребителю.
Оптовая торговля может принимать различные виды и осуществляться в различных формах. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые формы и виды оптовой торговли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе оптовой торговли всегда лежат ее представители – коммерческие оптовые фирмы и предприятия. Их также принято называть оптовыми торговцами или оптовиками. Они представляют собой фирмы, деятельность которых заключена в сфере оптовой торговли. Иначе говоря, под ними принято понимать независимую коммерческую организацию, которая обладает правом собственности на продаваемую ей товарную продукцию.
Коммерческие оптовые фирмы условно делятся на два вида: первые предлагают своим клиентам полный цикл обслуживания, вторые – ограниченный. Рассмотрим их более подробно.
Коммерческие оптовые фирмы с полным обслуживанием
Под коммерческой фирмой с полным обслуживанием принято понимать такое предприятие оптовой торговли, которое предлагает своим клиентам полный спектр услуг, связанных с хранением и поставкой товаров, предоставлением кредитов, использованием торгового персонала, сбытом и продвижением товарной продукции. Иначе говоря, они выполняют весь перечень функций, связанных с обслуживанием своих покупателей.
Во-первых, они закупают товар, таким образом, принимая на себя риски, связанные с его последующей реализацией. Во-вторых, они обеспечивают хранение этого товара на собственных сладах и базах, освобождая, таким образом, от необходимости выполнения этих функций потребителей и производителей товара. В процессе хранения товарной продукции обеспечивается приспособление последней под требования покупателей, а также преобразование промышленного товарного ассортимента в торговый ассортимент.
В-третьих, оптовые предприятия с полным обслуживанием организуют транспортно-экспедиционные операции, занимаются кредитованием покупателей и продавцов. Помимо прочего они занимаются рекламной деятельностью и оказывают услуги информационно-посреднического характера.
Среди коммерческих фирм с полным обслуживанием выделяют:
- оптовиков, обслуживающих товаропроизводителей;
- оптовиков, обслуживающих розничных торговцев.
Первые в большинстве случаев реализуют товарную продукцию другим производителем, реже – розничным торговцам. К данной группе относятся дистрибьюторы производственной продукции. Вторые оказывают полный спектр услуг, содержание которых определяется тем, каким именно розничным продавцами осуществляется поставка товарной продукции (ориентированным на торговлю товарами узкой или широкой номенклатуры).
Помимо прочего, коммерческие оптовые фирмы с полным циклом обслуживания делят на оптовиков неширокого насыщенного ассортимента, смешанного ассортимента, а также узкоспециализированных оптовиков Основное отличие между ними заключается в основном в широте ассортиментного набора товарной продукции.
Согласно другому подходу коммерческие торговые фирмы делятся на универсальные и специализированные. Первые торгуют широким ассортиментом товаров и специализируются на оказании полного набора услуг, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на глубине ассортиментных групп. Вторые, оказывая полный набор услуг, ориентированы на реализацию определенного товарного ассортимента (например, предметы роскоши или продукты диетического питания). В большинстве случаев такие оптовые фирмы имеют широкий ассортимент товаров в пределах ассортиментной группы.
Коммерческие оптовые фирмы с ограниченным обслуживанием
Под коммерческой фирмой с ограниченным обслуживанием принято понимать такое предприятие оптовой торговли, которое предоставляет своим клиентам (потребителям и поставщикам) ограниченный набор услуг.
Представителей данной группы делят на следующие виды:
- коммерческие оптовые фирмы, которые за наличность продают товары ограниченного ассортимента розничным торговцам, которые сами организуют ее доставку;
- коммерческие оптовые фирмы, за наличные средства продающие и реализующие (доставляющие) товарную продукцию (коммивояжеры);
- коммерческие оптовые фирмы, которые сначала получают заказ на продукцию, а после находят товаропроизводителя, который сам отгружает товар потребителю;
- коммерческие оптовые фирмы, которые занимаются поставкой небольших партий товаров известных торговых марок с ограниченной номенклатурой и взимают с розничных торговцев плату исключительно за проданную продукцию;
- коммерческие оптовые фирмы, которые занимаются рассылкой каталогов на продукцию, имеющую ограниченный товарный ассортимент, и отгружают ее после получения заказа;
- кооперативы товаропроизводителей (чаще всего представлены кооперациями фермеров для продажи продукции на местном рынке).
В большинстве случаев у коммерческих оптовых фирм нет собственных складских помещений, они лишь осуществляют складскую переработку продукции. В то же время они имеют возможность покупать товар в собственность, принимая, таким образом, на себя определённые риски.