Сущность концепции бережливого производства и основы его внедрения
Концепция бережливого производства – это одна из управленческих концепций, основанная на непрерывном стремлении компании и ее руководства к устранению и минимизации всех видов потерь.
Бережливое производство может быть определено в качестве особой системы управления, включающей в себя ряд аспектов. Основные из них в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые аспекты концепции бережливого производства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стратегический аспект отражает идеологию бережливого производства, в его основе лежит постоянное совершенствование. В основе интеллектуального аспекта лежат особенности командной работы. Производственный аспект ориентирован на снижение потерь, он связан с интенсивным открытым обменом информацией. Ресурсный аспект опосредован абсолютной концентрацией на нуждах заказчика, он предполагает необходимость эффективного управления ресурсами. Реализация всех этих аспектов в своей совокупности позволяет предприятию существенно повысить свою эффективность, а также благоприятно сказывается на укреплении его рыночной конкурентоспособности.
Практическое внедрение бережливого производства предполагает необходимость последовательного прохождения ряда этапов. В частности, речь идет о необходимости формирования четырех базовых подсистем:
- подсистема философии и стратегического управления;
- производственная подсистема (снижение потерь);
- подсистема управления персоналом;
- подсистема маркетинга и сбыта.
Помимо прочего важную роль в процессе внедрения бережливого производства на предприятии играет организация контроля достижения поставленных целей, проведение оценки эффективности, корректировка и выход на новый уровень конкурентоспособности.
Базовой идеей внедрения бережливого производства выступает создание эффективной системы производства, способной функционировать с минимальными потерями основных элементов затрат, которые как раз-таки и формируют собой себестоимость продукции. Таким образом, внедрение бережливого производства позволяет снижать себестоимость производства, повышая уровень маржинального дохода и создавая возможность для уменьшения отпускной цены на товар, как одного из базовых факторов конкурентоспособности любого предприятия.
Общее понятие конкурентоспособности компании и факторы, ее определяющие
Конкурентоспособность компании выступает одним из базовых факторов, предопределяющих успех ее рыночного функционирования.
В общем смысле под данным термином принято понимать способность компании удовлетворять потребности рынка лучше, нежели ее конкуренты. Иначе конкурентоспособность компании может быть определена в качестве преимущества организации по отношению к другим компаниям данной отрасли.
Конкурентоспособность компании определяется множеством факторов. Единого подхода к их классификации в научной среде не выработано до сих пор. Согласно подходу, предложенному М. Портером, все их множество можно делить на три группы:
- в зависимости от типа выделяют основные и развитые факторы;
- в зависимости от специализации факторы конкурентоспособности подразделяются на общие и специализированные;
- по фактору производства среди факторов конкурентоспособности можно выделить физические, денежные и людские ресурсы, ресурс знаний и инфраструктуру.
Согласно другому подходу факторы конкурентоспособности могут затрагивать предприятие в целом (его производственные мощности, репутацию, финансовые возможности и пр.) и/или его продукцию в частности (качество и характеристики производимых товаров и услуг).
Третий подход предполагает, что в основе конкурентоспособности любой компании лежат такие факторы, как качество ее продукции, уровень отпускных цен, рыночное продвижение и мощность сбытовой сети.
Так или иначе, факторы, предопределяющие конкурентоспособность компании могут быть подразделены на две большие группы – внутренние и внешние. Первые находятся под контролем компании и управляются ею в то время как вторые находятся вне ее юрисдикции.
Особенности анализа и оценка конкурентоспособности компании при внедрении бережливого производства
На сегодняшний день доподлинно известно, что внедрение бережливого производства оказывает благоприятное системное влияние на конкурентоспособность как самого предприятия, так и продукции, им производимой. Учитывая это, сама конкурентоспособность компании при внедрении бережливого производства часто подвергается анализу и оценке.
Следует помнить, что конкурентоспособность компании является относительной характеристикой. Это означает, что ее оценка может быть произведена лишь в сравнении с конкурентами (реже – с каким-либо идеалом). В случае оценки конкурентоспособности компании при внедрении бережливого производства допускается оценка конкурентоспособности компании до и после внедрения инструментов концепции бережливого производства.
На сегодняшний день единой методики оценки конкурентоспособности компании при внедрении бережливого производства не существует. Чаще всего за основу оценки берется ряд факторов, характеризующих конкурентоспособность предприятия и его продукции. Это может быть качество производимого ею продукта, его цена, уровень производственных издержек и потерь и т.п. Каждому из факторов на основе экспертных оценок присваивается балльная оценка (чаще всего – по пятибалльной шкале). Затем рассчитывается ее интегральное значения. После эти значения суммируются, и получается комплексная оценка конкурентоспособности компании. Этот подход считается комплексным.
Помимо прочего допускается использование иных методик, таких как матричные методы оценки конкурентоспособности компании, в большинстве своем основанные на портфельном анализе, и методы, основанные на оценки конкурентоспособности продукта. Какой из методов выбрать, каждая компания решает для себя самостоятельно. Так или иначе, анализу подвергаются, прежде всего, внутренние факторы конкурентоспособности.
Примечательно, что на каждом этапе внедрения бережливого производства конкурентоспособность ведет себя по-разному. Соответственно ее анализ и оценку следует проводить регулярно.