Общие проблемы и недостатки маркетинговой деятельности компании
Компании работают в условиях неопределенности окружающей среды. Постоянные перемены, происходящие на рынке, заставляют предприятия адаптироваться к изменяющимся условиям. Возникает необходимость в качественном маркетинге, который используется как инструмент повышения рыночной доли и максимально полного удовлетворения потребностей потребителей.
Для эффективной деятельности организации должны понимать, что такое маркетинг и как применять его методику, инструменты, технологию и приемы, ибо он способствует реализации продукции компании и получению запланированной прибыли.
Но в процессе внедрения маркетинга могут возникнуть ряд проблем, причинами которых являются:
- непонимание сущности и значения маркетинга многими организациями;
- слабая применимость теории маркетинга на практике;
- низкая интеграция маркетинга в управление предприятием.
Некоторые компании не осознают истинных причин и не могут найти эффективные пути решения проблем падения продаж, ухода клиентов и снижения прибыли. Другие компании, в частности малый бизнес, не видят острую необходимость применять принципы маркетинга в своей деятельности.
Основные проблемы маркетинга:
- реализация товарам любым способом и любого качества;
- превращение продукта в предмет потребления (маркетинг направлен не только на получение прибыли, но и на удовлетворение потребностей);
- совмещение спроса и потребностей;
- неверный выбор факторов, определяющих спрос (для маркетолога важно выявить факторы, влияющие на платежеспособный спрос);
- падение спроса из-за изменения моды;
- проблема рекламы в стимулировании спроса (необходимо четко определять цели рекламы, чтобы получить эффект, сила рекламы заставляет потребителей покупать ненужные и даже вредные для здоровья товары);
- проблема квалиметрии товара (определение того, что производить и что покупать, какими качествами долен обладать товар и т.д.);
- проблема экспорта и импорта (маркетинг используется во внешнеэкономической деятельности компании.
При всей значимости и необходимости применения маркетинга в деятельности предприятия выделяют следующие его недостатки, учитывая психологическое воздействие, в частности, он:
- приводит к ценовой дискриминации;
- вторгается в личную жизнь потребителя;
- способствует обману потребителей и разрушению морали;
- утверждает диктат моды;
- способствует отвлечению от социальных целей.
Существенным недостатком маркетинга является его прямая зависимость от полной, достоверной и актуальной информации о рынке. Без информации невозможно построить стратегию развития компании.
Основные недостатки потребительского маркетинга
Эффективным инструментом продвижения нового товара на рынок является потребительский маркетинг. Это перспективные и инновационные методы продвижения нового продукта, посредством которых можно привлечь внимание потребителей, снизить период внедрения продукта на рынок, повысить число продаж и увеличить количество лояльных потребителей.
Основными инструментами потребительского маркетинга считаются различные промоакции, презентации, распродажи, дегустации. Данный вид маркетинга предполагает ненавязчивую и доброжелательную коммуникацию с потребителем для предложения нового товара и определения намерений и желаний будущих клиентов.
Недостатками потребительского маркетинга являются следующие:
- создание беспорядочной ситуации на рынке (все торговые точки предлагают различные программы лояльности, проводят промоакции, организовывают конкурсы и розыгрыши);
- установление заниженных розничных цен;
- уменьшение охвата целевой аудитории (большая часть потребителей находится в ожидании распродаж);
- обесценивание бренда;
- пробные (нападающие, атакующие) покупки со стороны конкурирующих компаний.
Минусы маркетинга сферы услуг
Если оценить качество товара можно и до совершения покупки, то реальное качество услуги проявляется только после ее оказания потребителю. Многие компании являются профессионалами в своей сфере, но не способны поддерживать определенный уровень обслуживания. Это говорит о недостаточном применении маркетинга в работе компании.
Недостатками маркетинга в сфере обслуживания являются:
- невозможность определения типов клиентов (выделение сегментов);
- отсутствие специализации на одном типе целевого сегмента приводит к однотипным условиям оказания услуг;
- отсутствие условий для придания услуге привлекательности для клиента;
- желание привлечь любых потребителей, а не сосредоточение на круге постоянных клиентов;
- отсутствие последовательности и регулярности в системе продвижения услуг (реклама активизируется в период спада спроса на услуги);
- отсутствие правдивости в презентации услуги в процессе коммуникаций с клиентами;
- игнорирование жалоб и предложений клиентов, отсутствие заботы о клиенте;
- сосредоточение на одном основном клиенте.
Недостатки интернет-маркетинга
Интернет-маркетинг имеет массу преимуществ, позволяющих с успехом использовать его как инструмент продвижения товаров и услуг на рынке.
Но минусами интернет-маркетинга являются следующие:
- ограниченная и специфическая целевая аудитория;
- огромный объем информации и наличие конкурентов (уровень конкуренции очень высокий и компании используют seo-оптимизацию для занятия верхних строк в поисковых системах);
- отсутствие безопасности (открытость информации, отсутствие коммерческих секретов);
- этический аспект (присутствие недовольства пользователей из-за необходимости внесения личных данных при регистрации на различные интернет-сайты).
Кроме этого Интернет-маркетинг не может обеспечить быструю отдачу, а прогноз результата вызывает трудности. Минусом онлайн-маркетинга является то, что вложенные денежные средства окупятся не сразу, через определенное время, компания получает прибыль позднее.
Еще одним недостатком является ограниченности численности аудитории. Несмотря на высокий охват пользователей, еще не все потенциальные клиенты используют интернет для совершения покупок.
Существенным минусом интернет-маркетинга считается невозможность потрогать товар руками, проверить его качество. На совершение покупки здесь оказывает влияние качественный контент (статьи, ролики, фотографии).