Понятие международного маркетинга
Международный маркетинг – это рыночная концепция управления деятельностью международной компании, основой которой являются принципы разработки, производства и продвижения продукции на мировой рынок с учетом достижения долгосрочных организационных целей.
Отличие международной компании от национальной заключается в том, что ее продукция может перемещаться через национальные границы, а не только в пределах страны происхождения. В соответствии с мнением экспертов ООН, к международным организациям относятся те, которые:
- Имеют дочерние предприятия, расположенные в двух или более странах;
- Осуществляют координацию деятельности собственных зарубежных компаний.
При этом юридическая форма предприятия или сфера его деятельности не имеет значения для присвоения компании статуса международной или транснациональной.
В понятие международного маркетинга специалисты включают всю совокупность действий международной компании, связанных с разработкой комплекса маркетинга, планированием выхода на иностранный рынок, анализом поведения зарубежных покупателей и изучением потенциальной реакции конкурентов.
Цель международного маркетинга состоит в обеспечении экспансии компании на внешние рынки, их освоении и завоевании, а также закреплении позиций компании на этих рынках. Задачи международного маркетинга могут носить количественный (финансовые показатели, объем продаж, доля рынка и т.п.) и качественный (пионерский выход, обеспечение возможностей тестирования продукции и т.п.) характер.
Особенности международного маркетинга
В отличие от внутреннего маркетинга, осуществление деятельности на внешних рынках требует от компании более значительных и целенаправленных усилий и большей концентрации на маркетинговых аспектах.
Для обоснования маркетинговых решений необходимо проводить исследования и изучать рыночные особенности – этот процесс намного более сложный и длительный в условиях внешних рынков.
Страновые особенности вынуждают компанию более гибко применять маркетинговые инструменты для того, чтобы обеспечить быстрое и успешное реагирование на запросы иностранных потребителей, которые имеют свою специфику.
Компании, действующей на внешнем рынке, необходимо соответствовать его требованиям, обеспечивая надлежащее качество и конкурентоспособность продукции на всех этапах ее жизненного цикла.
Перечисленные особенности международного маркетинга и его отличия от внутреннего обусловливают специфику внешней среды осуществления маркетинговой деятельности на международном уровне.
Внешняя среда международного маркетинга
Деятельность организации в сфере международного маркетинга предполагает принятие ряда значимых управленческих решений, обусловленных спецификой выхода на зарубежные рынки:
- Решение о целесообразности выхода на зарубежный рынок;
- Выбор конкретного рынка;
- Выбор методов и стратегии выхода на рынок;
- Решение о структуре комплекса маркетинга;
- Решение об организации маркетингового департамента.
Международный маркетинг в зависимости от ситуации может рассматриваться как этап развития компании или как самостоятельное направление маркетинговой деятельности предприятия.
Ключевой особенностью внешней среды международного маркетинга является ее большая сложность по сравнению с маркетинговой деятельность на внутреннем рынке. Эта сложность объясняется более значительным количеством факторов, которые необходимо анализировать и учитывать, большей потребностью в информации и значительной трудностью ее получения.