Сущность и основы организации маркетинговой деятельности в сельском хозяйстве
Маркетинговая деятельность – это система действий, ориентированных на изучение спроса, производственных возможностей предприятия, а также организацию самого производства с учетом экономичного расходования ресурсов при условии полной ориентацией на потребителя.
В условиях современного рынка организация и управление маркетинговой деятельностью для сельскохозяйственных предприятий становятся одним из условий успешного функционирования и развития в долгосрочной перспективе. Посредством реализации маркетинга они выстраивают свою производственно-хозяйственную деятельность с учетом требований со стороны рынка и достигают эффективности в решении управленческих задач стратегического и оперативного порядка.
Начинается развитие агромаркетинга непосредственно с совершенствования снабженческо-сбытовой деятельности сельскохозяйственных предприятий. В настоящее время существует несколько вариантов исполнения функции снабженческо-сбытовой деятельности сельскохозяйственного предприятия:
- отсутствие организационного выделения снабженческо-сбытовой функции в особую службу;
- децентрализованная организация снабженческо-сбытовой функции;
- комбинированная организация службы снабжения и сбыта с централизованной организацией управления снабжением и сбытом.
Снабжение и сбыт являются важной часть маркетинговой деятельности современных сельскохозяйственных предприятий. В целом справедливо говорить о том, маркетинговая деятельность сельскохозяйственных предприятий должна быть связана с планированием объемов и ассортимента сельскохозяйственной продукции, проведением анализа рынка, внешней и внутренней среды маркетинга, а также с организацией распределения и сбыта.
Управление маркетинговой деятельностью в сельском хозяйстве
Профессиональное управление маркетинговой деятельностью способствует не только выживанию, но и созданию конкурентоспособного аграрного производства. Эксперты рекомендуют придерживаться следующего:
- фундаментальное изучение перспектив сельскохозяйственной организации;
- четкая координация усилий по достижению поставленных целей;
- разработка и принятие собственной системы критериев и показателей деятельности сельскохозяйственного предприятия, необходимых для последующего контроля;
- самостоятельная формулировка маркетинговых целей и способов их достижения, подготовка сельскохозяйственного предприятия к внезапным изменениям рыночной ситуации;
- формализация обязанностей и ответственности всех руководителей;
- осуществление избранных маркетинговых стратегий посредством проведения запланированных изменений как минимум в двух сферах – организационной культуре и организационной структуре сельскохозяйственного предприятия;
- осуществление контроля за реализацией маркетинговой стратегии как способ фиксации результатов с последующей выработкой рекомендаций касательно проведения корректировки планов согласно складывающимся условиям жизнедеятельности предприятия.
Как система управления маркетинг требует от сельскохозяйственных предприятий довольно высокой гибкости и оперативности в принятии решений, а также соответственного организационного построения служб управления и их периодической реорганизации.
Механизм управления маркетинговой деятельностью сельскохозяйственных предприятий включает в себя определенную совокупность рычагов и приемов, посредством которых обеспечивается достижение поставленных перед предприятием целей и решаются соответствующие им задачи. С их помощью специалисты и руководители успешно управляют маркетинговой деятельностью предприятий АПК и выстраивают ее в соответствии с требованиями рынка.
Условно все множество методов управления маркетинговой деятельностью сельскохозяйственного предприятия подразделяется на три вида (рисунок 1).
Рисунок 1. Базовые разновидности методов управления маркетингом предприятий АПК. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Выбор тех или иных методов управления маркетинговой деятельностью сельскохозяйственных предприятий определяется множеством факторов, особую роль среди которых играю цели маркетинга, размеры предприятия, формы собственности и хозяйствования, обеспеченность ресурсами, подготовленность кадров, рыночная конъюнктура, государственная политика в отношении агропромышленного комплекса и пр.
Организация служб маркетинга в холдинговых АПК
В основе организации маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий лежит организация и управление службами маркетинга. Считается, что средние и крупные сельскохозяйственные предприятия в обязательном порядке должно иметь собственные подразделения или службы маркетинга, в ведение которых должны быть переданы вопросы исследования рынка, обеспечения эффективного продвижения сельскохозяйственной продукции промежуточного и конечного назначения, а также снабжения агропромышленного производства необходимыми ресурсами и материалами.
На предприятиях агропромышленного комплекса с общим числом работников до 100 человек допускается решение всех маркетинговых вопросов одним высококвалифицированным специалистом, будь то специалист по сбыту, бухгалтер-аналитик, экономист или непосредственно маркетолог. В ведение такого специалиста должны быть переданы вопросы рекламы, организации сбыта, управления службами сервиса и пр. Таким образом, речь идет о своего рода управляющем по маркетингу, который в полной мере несет ответственность за планирование и реализацию все маркетинговой деятельности небольшого сельхоз предприятия.
В тех случаях, когда речь идет о средних и крупных сельскохозяйственных предприятиях ответственность за организацию и проведение маркетинговой деятельности следует возлагать на ряд отделов, служб, подразделений, в состав которых входят сотрудники, занимающиеся той или иной специализированной маркетинговой деятельностью.