Сущность и основы маркетингового подхода к управлению кадрами
Маркетинговый подход к управлению карами – это ориентация менеджмента персонала на выявление и закрытие потребности организационной структуры в кадрах.
Изменения, происходящие в последние годы, предопределяют отношение к кадрам как к особому рыночному ресурсу. Грамотное использование этого ресурса позволяет не только повышать эффективность и продуктивность функционирования организации, но и обеспечивает компанию дополнительными конкурентными преимуществами. Использование маркетингового подхода в управлении кадрами предполагает, что в качестве клиентов компании воспринимаются не только сами потребители, но и сотрудники. Таким образом, если первые являются клиентами внешними, то вторые представляют собой внутренних клиентов.
Реализацию маркетингового подхода к управлению кадрами иначе можно называть маркетингом персонала. В его основе лежит стремление к долгосрочному обеспечению компании человеческими ресурсами, образующими ее стратегический потенциал, посредством которого обеспечивается достижение организационных целей фирмы.
Практическая реализация маркетингового подхода к управлению кадрами строится с опорой на следующие положения:
- маркетинг выступает одним из основных управленческих принципов, ориентированных на рынок;
- маркетинг является методом систематизированного поиска решений, обеспечивающим информационную базу данных для принятия решений стратегического и оперативного плана;
- маркетинг справедливо рассматривать в качестве средства достижения конкурентных преимуществ на рынке.
В целом справедливо говорить о том, что реализация маркетингового подхода к управлению кадрами в условиях современной действительности превращается в особого рода управленческую функцию, основанную на определенных принципах. Основными из них считаются научность, комплексность, оперативность, оптимальность, перспективность, согласованность, гуманизм и индивидуализация работы с персоналом.
Использование маркетингового подхода в работе с кадрами обеспечивает создание таких условий, при которых поощряется хорошее обслуживание клиентов. Сам по себе маркетинговый подход к управлению персоналом сегодня обеспечивает фирмам выживание в условиях рынка и высоко конкурентной борьбы. Являясь составным инструментом целенаправленной и эффективной работы с кадрами, он служит составным элементом стратегии и тактики развития компаний в рыночной экономике.
Ключевые направления реализации маркетингового подхода к управлению кадрами
Маркетинговый подход к управлению кадрами принято рассматривать в узком и широком смыслах. В первом случае речь идет о реализации специфической функции службы управления персоналом, а во втором – имеется в виду особая философия и стратегия управления кадрами.
Рассматривая маркетинговый подход к управлению кадрами в узком смысле, модно выделить следующие направления его реализации:
- определение потребностей в человеческих ресурсах (количественных и качественных);
- формирование и конкретизация требований к персоналу и рабочим местам;
- калькуляция затрат на приобретение и последующее использование кадров;
- выбор источников и способов покрытия потребности в персонале.
Совсем другую картину мы видим, говоря о реализации маркетингового подхода к управлению кадрами в широком смысле. В данном случае к числу основных направлений реализации маркетинга в управлении человеческими ресурсами могут быть отнесены: проведение маркетинговых исследований, реализация стратегического и тактического маркетингового планирования, проведение сегментации рынка труда, стимулирование соискателей к трудоустройству, определение стоимость трудового потенциала и пр. Важным направлением реализации маркетингового подхода к управлению кадрами выступает формирование имиджа компании как работодателя, причем, как на внешнем, так и на внутреннем рынка.
Так или иначе, использование маркетинга в менеджменте кадров позволяет привлекать и сохранять хороших работников. При помощи различных маркетинговых инструментов обеспечивается исследование и сегментирование рынка человеческих ресурсов, выбираются лучшие кадры, и формируется соответствующий маркетинг-микс для воздействия на них.
В целом справедливо говорить о том, маркетинговый подход к управлению кадрами реализуется как во внутренней, так и во внешней среде. Он может принимать различные формы, но в его основе практически всегда лежат одни и те же методы и способы воздействия.
Методологическая основа реализации маркетингового подхода к управлению кадрами
В основе практической реализации маркетингового подхода к управлению кадрами лежит использование трех основных групп методов (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Ключевые методики реализации маркетинга персонала. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методы организационно-административного порядка носят директивный, распорядительный характер. В их основе лежит необходимость соблюдения правил внутреннего распорядка, иерархии в трудовом коллективе и распределения обязанностей и пр.
Экономические методики предполагают учет социально-экономических законов рынка. Они строятся вокруг использования различного рода способов воздействия на кадры, опирающихся на конкретное соизмерение затрат и результатов.
Методы социально-психологического характера опираются на использование закономерностей психологии и социологии. В частности, речь идет о воздействии на отношения между субъектом и объектом маркетинга персонала.
Помимо прочего при реализации маркетингового подхода к управлению персоналом часто применяются такие методы, как сегментирование, позиционирование, планирование, контроль и пр.
Единой, универсально, во всех случаях эффективной методики управления кадрами с учетом маркетинга не существует. Использовать выше описанные методики следует с учетом всей совокупности внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на реализацию маркетингового подхода к управлению кадрам. Практика показывает, что чаще всего при реализации маркетингового подхода к управлению человеческими ресурсами одновременно используется сразу несколько методов.