Понятие и сущность маркетингового аудита аптеки
Маркетинговый аудит аптеки – это независимое и всестороннее исследование маркетингового окружения аптечного заведения, его стратегии, целей и деятельности в целом, периодически проводимое в целях выявления возможностей и проблем маркетингового развития и проработки плана действий по повышению эффективности аптечного маркетинга в целом.
Иначе маркетинговый аудит принято называть аудитом маркетинга. Он представляет собой полную проверку целей и планов маркетологов, стратегии и планов самой аптеки, анализ аптечной продукции, форм и среды маркетинговой деятельности аптечного заведения. С его помощью можно произвести оценку качества и эффективности работы маркетинговой службы аптечного учреждения и каждого его сотрудника. В отдельных случаях проведения маркетингового аудита может способствовать расширению бизнес-среды.
Маркетинговый аудит аптеки может преследовать различные цели. Основными из них считаются:
- оценка соответствия аптеки определенным рыночным условиям;
- своевременное выявление проблем в области маркетинга;
- повышение эффективности функционирования аптечного заведения, бизнес-операций маркетинга и продаж.
Маркетинговый аудит аптечного заведения имеет определенные особенности. Прежде всего, они касаются его направленности, определенной периодичности и системности проведения, а также независимости и объективности лица, этот аудит проводящего.
Проведен маркетинговый аудит может быть как самостоятельно (силами самого аптечного заведения), так и с привлечением независимых экспертов (заключается договор со специализированной организацией). Какой вариант выбрать, каждое заведение решает самостоятельно.
Разновидности маркетингового аудита аптеки
В системе маркетинга аптечный аудит подлежит определенной классификации. Основные его разновидности представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовая классификация маркетингового аудита аптеки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Под внешним аудитом аптеки понимается непосредственно аудит ее маркетинговой среды. Он включает в себя анализ рыночных тенденций, оценку конкурентной среды и исследование целевой аудитории.
В первом случае речь идет об определении стадии жизненного цикла рынка и его сегментов, а также об исследовании общих тенденций развития спроса и прогнозировании развития на среднесрочную перспективу.
Говоря об анализе конкурентной среды, имеют в виду оценку конкурентного положения, барьеров входа и выхода с рынка, а также мотивации конкурентов. В данном случае определяется место предприятия в конкурентной среде.
Анализ целевой аудитории направлен на сегментацию и анализ целевых групп воздействия. Также он предполагает необходимость выявления и оценки факторов, оказывающих влияние на принятие потребительских решений.
Внутренний аудит аптеки строится на основе контроля всех форм деятельности аптечного заведения. Как правило, он предполагает необходимость анализа организации маркетинга, оценку комплекса маркетинга и работу маркетинговых структур.
Анализ организации маркетинга предполагает необходимость анализа целей и задач маркетингового подразделения аптечной сети. Функциональная структура маркетинга, система мотивации и компетенции работников также подвергаются анализу.
Говоря об анализе работы структуры маркетинга, в виду имеется оценка эффективности маркетингового планирования, оперативной отчетности и системы контроля достижения поставленных целей и задач.
В основе анализа комплекса маркетинга лежит оценка того, насколько эффективно работают маркетинговые инструменты аптеки. В данном случае аудит проводится в отношении товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политик аптеки.
Ключевые элементы и общий порядок проведения маркетингового аудита аптеки
Маркетинговый аудит любого аптечного заведения состоит из определенных элементов. Основными из них считаются:
- аудит среды маркетинга;
- аудит стратегии маркетинга;
- аудит организации маркетинга;
- аудит систем маркетинга;
- аудит эффективности маркетинга;
- аудит функций маркетинга.
Каждый из перечисленных выше элементов имеет свои особенности. Рассмотрим их более подробно.
Аудит среды маркетинга предполагает необходимость комплексного исследования макро- и микро- маркетинговой среды аптечного заведения. Первая включает в себя комплекс политико-правовых, технологических, экономико-демографических, социально-культурных и иных факторов. Вторая определяется характеристиками рынков, каналов сбыта, конкурентов, потребителей, сервисных организаций и агентов по продажам.
Аудит стратегии маркетинга основан на оценке оптимальности стратегического плана маркетинга в свете существующих проблем и возможностей аптечного заведения.
Аудит организации маркетинга в аптеке позволяет оценить эффективность подразделений маркетинга и сбыта и их взаимодействия с другими службами хозяйствующего субъекта.
Аудит систем маркетинга связан с оценкой функциональности и эффективности отдельных подразделений маркетингового отдела.
Аудит эффективности маркетинга направлен на выявление нерациональных расходов и неиспользуемых маркетинговых возможностей аптечной организации.
Аудит функция маркетинга позволяет определить проблемы структур и подразделений, выполняющих определенные маркетинговые функции.
Процесс проведения маркетингового аудита аптеки состоит из ряда этапов. Основными из них на сегодняшний день считаются:
- определение направленности, масштабов, технологий и алгоритмов маркетингового аудита;
- сбор, обработка и анализ информации, которая касается оцениваемых аспектов деятельности аптечного заведения;
- оформление и представление отчета по результатам проведенного аудита.
Для того, чтобы быть успешным, маркетинговый аудит аптечного заведения должен соответствовать ряду критериев. Основными из них, по мнению экспертов, считаются системность, независимость, широта охвата и периодичность проведения.