Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Факторы и закономерности спроса

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Потребитель в маркетинге / Факторы и закономерности спроса
Факторы и закономерности спроса
Замечание 1

В маркетинге для целей анализа выделяют несколько факторов, которые оказывают значительное влияние на спрос. В предыдущих параграфах они были указаны, однако не были рассмотрены.

Факторы спроса

Производственные факторы. Включают в себя объем, структуру и ассортимент товаров, их конкурентоспособность, использование для производства товаров технических и технологических новшеств, уровень технического прогресса в обществ в целом, структура и политика импортирования и экспортирования товаров.

Социально-экономические. Характеризуется уровнем цен на товары, соотношением цена-качество на конкурирующие группы товаров, уровнем инфляции, уровнем занятости и безработицы, а также структурой доходов и расходов населения.

Социальные факторы. Сюда входят такие показатели, как деление общества на социальные группы и классы, социальный статус потребителя, его стиль и образ жизни. Кроме этого, сюда относят уровень образования и культуры, систему социальных и моральных ценностей и культуру потребления, принятую в данном обществе.

Психологические факторы. Состоит из следующих показателей: типа личности, степени внушаемости за счет рекламы каждого отдельного индивида, потребительская психология, отношение к моде и модным тенденциям.

Демографические факторы. Это, в первую очередь, численность населения, его половозрастная структура, размер и состав домашних хозяйств, урбанизация, типы и размеры сложившихся поселений, распределение населения по региону, мобильность граждан, обеспеченность семей жильем.

Торгово-экономические. К таким относятся емкость и концентрированность рынка, существующая система защиты прав потребителей, свойства представленного товара, заложенные производителем, взаимозаменяемость товаров (товары-субституты), устаревание товаров ввиду появления новых технологий и его улучшенных аналогов, интенсивность и эффективность маркетинговых усилий, проводимые рекламные акции и другие мероприятия по стимулированию сбыта.

Инфраструктурные факторы. Развитость сетей предприятий и торговых точек, способ организации торговли, достаточность компаний-продавцов товаров и услуг на данном рынке, среднее время, которое приходится на совершение покупки, предоставляемый продавцом сервис.

Физиологические факторы. Данный тип факторов состоит из таких элементов, как физические свойства человека, которые определяют границы его потребления, а также его потребительские привычки.

Национально-климатические. Сюда входят национальные традиции потребления, а также присущие для данной местности особенности климата.

Закономерности спроса

  1. Парадокс Вебелена («эффект богатства»): состоит в том, что на рынке наблюдается рост спроса на предметы роскоши (драгоценные камни и изделия из них, антиквариат), если цена на них повышается.

  2. Парадокс Джиффена («эффект бедности»): закон гласит, что при повышении цен на товары первой необходимости спрос на данные товары будет увеличиваться.

  3. Закон Энгеля: чем больше объем доходов у домохозяйства, тем больше становится доля непродовольственных товаров и меньше доля продуктов питания в их корзине потребления. Это происходит из-за того, что сначала потребитель старается удовлетворить свои первичные потребности – в еде и воде, а по мере насыщения этих потребностей переключает свое внимание на товары, удовлетворяющие эстетические потребности, потребности комфорта и пр.

  4. Принцип Парето: принцип гласит, что 80% всей прибыли продавец получает от 20% клиентов.

  5. Взаимосвязанный принцип – правило Шердена «80/20/30»: 80% прибыли приносит только 20% покупателей, однако половина из них теряется из-за необходимости обслуживании 30% наименее выгодных покупателей.