Сущность и назначение анализа
STEP-анализ – это инструмент выявления социальных (social), технологических (technological), экономических (economic) и политических (political) факторов, которые оказывают непосредственное или опосредованное влияние на компанию и ее деятельность.
Разделение всех факторов на четыре основных группы и выделение именно их в качестве наиболее важных связано с тем, что:
- политика отражает деятельность властей, а значит формирует в определенной степени среду организации;
- экономика определяет распределение имеющихся ресурсов в рамках всего государства;
- социальная сфера в данном анализе исследует поведение покупателей и причины того или иного покупательского поведения;
- технология влияет на возникающие рыночные изменения в условиях труда и производства продуктов.
Матрица STEP-анализа представляет из себя таблицу, разделенную на графы: группа факторов, в каждой из этих групп прописываются сами факторы, их проявление и возможные действия компании, направление на предотвращение или минимизацию потерь от их негативного проявления. Все факторы подлежат балльной оценке, отражающие степень влияния или значимости каждого из них для данной организации.
В связи с тем, что для одних компаний важнее одна группа факторов (например, социальная), а для других другая (например, политическая), то данный вид анализа имеет различные названия: STEP и PEST соответственно, в которых или один, или другой фактор выходит на первое место.
Группы факоторов
-
Политические факторы могут включать в себя:
- изменения в законодательных и нормативных актах
- выборы на различных уровнях, в т.ч. Президента
- политика власти относительно грантов, субсидий, дотаций
- экологические проблемы
- международное влияние (отдельных групп-лоббистов или целых стран) и пр.
-
Экономические факторы:
- уровень инфляции
- ставки кредитования и рефинансирования
- влияние климата на урожайность и другие зависимые сфера
- политика налогообложения
- уровень жизни и платежеспособность населения, уровень занятости
- курс валют
- стоимость сырья, транспорта, электроэнергии
- степень налаженности систем сбыта и поставок
- инвестиционный климат и пр.
-
Социальные факторы:
- демографические
- изменения в трудовом, административном и др., связанном с социальной сферой, законодательстве
- образ жизни населения и его отдельных групп
- уровень образования и образованности
- события, происходящие в обществе
- влияние СМИ
- структура потребительской корзины, объем и структура доходов и накоплений
- мода и модные тенденции и пр.
-
- научно-технический прогресс
- достижения и открытия науки
- имеющиеся на рынке технологии и степень их развития/устаревания
- законодательство в области технологий
- развитость патентов, лицензий, интеллектуальной собственности
- финансирование науки и исследований и пр.
Проблемы и ограничения анализа
- Набор факторов не является универсальным: для каждой компании должен быть составлен индивидуальный список факторов в соответствии с ее сферой деятельности, положением на рынке и т.д.
- Представленные в STEP-анализе факторы не являются полным описанием среды организации, т.к. существует множество других факторов, влияющих на деятельности компании и принятие решения.
- Так как анализ предполагает учитывание большого количества факторов и прочих данных, то может быть затруднена их оценка, либо она может быть недостаточно достоверна.
- Анализ практически невозможен для дифференцированных компаний, которые производят разноплановые продукты или ведут деятельность сразу в нескольких отраслях и сферах рынка.