Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Инструменты маркетинговой стратегии

Все предметы / Маркетинг / Маркетинговая стратегия / Инструменты маркетинговой стратегии

Методы и инструменты разработки стратегии маркетинга: внутренний ситуационный анализ

Первым этапом разработки маркетинговой стратегии является анализ факторов окружающей среды, оказывающих влияние на деятельность компании. Внутренний анализ предполагает оценку ресурсов предприятия по отношению к внешней среде и ресурсам основных конкурентов.

К внутренней среде маркетинга относят те элементы и характеристики, которые находятся внутри самого предприятия (микросреда):

  • основные фонды компании;
  • состав и квалификация сотрудников;
  • финансовые возможности;
  • навыки и компетенция руководства;
  • использование технологии;
  • имидж и репутация организации;
  • опыт работы компании на рынке.

Инструменты анализа микросреды компании:

  1. SWOT-анализ;
  2. конкурентная матрица М. Портера;
  3. матрица товары-рынки И. Ансоффа;
  4. матрица БКГ (BCG).

SWOT- анализ -это краткий документ, в котором отображаются слабые и сильные стороны деятельности предприятия, которые характеризуют его внутреннюю среду. Также оцениваются реальные возможности, определяется степень чувствительности к факторам макросреды и раскрываются причины прибыльности или убыточности работы.

SWOT- анализ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. SWOT- анализ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Конкурентная матрица М. Портера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Конкурентная матрица М. Портера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Согласно общей конкурентной матрице М. Портера, конкурентное преимущество компании на рынке достигается пятью путями в зависимости от уровня издержек, дифференциации и ориентации на рынок.

Матрица товары-рынки И. Ансоффа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Матрица товары-рынки И. Ансоффа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Матрица Ансоффа позволяет разделять продукцию и рынки в зависимости от степени неопределенности перспектив продаж товаров или возможностей проникновения данной продукции на конкретный рынок

Матрица И. Ансоффа "Товар-Рынок" - это наглядное представление деятельности на рынках и четкий выбор маркетинговых стратегий (интенсивного и диверсификационного роста).

Матрица БКГ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 4. Матрица БКГ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Матрица БКГ, разработанная Бостонской консалтинговой группы (штат Массачусетс, США), позволяет компании разделять каждый товар по доле на рынке относительно конкурирующих аналогов и темпов роста продаж. Для каждого товара в матрице определяются варианты действий или стратегии:

  • "дойные коровы" – большая доля на рынке, который развивается медленно, поддерживают другие товары;
  • "звезды" – занимают значительную долю рынка, спрос растет высокими темпами, требуют затрат для обеспечения дальнейшего роста, в перспективе могут перейти в категорию - "дойные коровы";
  • "трудные дети" – маленькая доля рынка, быстрый рост, могут стать "звездами" или исчезнуть с рынка.
  • "собаки" – ограниченный объем сбыта, зрелая или исчезающая отрасль, убыточные товары, от которых следует избавляться.

Методы и инструменты разработки маркетинговой стратегии: ситуационный анализ внешней среды

Замечание 1

Анализ внешней (макросреды) осуществляется для оценки внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность компании для выявления возможностей и прогнозирования потенциальных угроз. Внешние факторы, в отличие от внутренних, не поддаются контроля со стороны предприятия и принимаются такими как есть.

Оценка макросреды позволяет разработать стратегии, которые помогут организации превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Основные инструменты анализа внешней среды компании:

  • SWOT-анализ;
  • PEST или STEP анализ.

Метод SWOT-анализа используется для оценки и внутренних, и внешних факторов окружающей среды. Он позволяет выделить сильные и слабые стороны компании, определить возможности и спрогнозировать угрозы, которые идут из внешней среды.

На основе факторов внешней среды, а именно возможностей, могут быть созданы преимущества компании на рынке. Напротив, угрозы способны ухудшить положение организации. Качественный анализ проводится в следующей последовательности:

  1. определение основного направления развития компании;
  2. оценка силы и рыночной ситуации для выявления возможности развития в указанном направлении;
  3. для определения реальных возможностей необходимо сформулировать стратегические цели.

Возможности показывают благоприятнее обстоятельства, которые компания может обернуть в свои сильные стороны. Это могут быть: ухудшение деятельности конкурентов, рост спроса на товары, появление новых технологий, рост благосостояния населения.

Рыночные угрозы – это события, которые негативно могут повлиять на работу компании. К ним относят: появление новых конкурентов, рост налогов и снижение спроса.

Определение 1

PEST-анализ внешней среды компании проводится для исследования внешних факторов косвенного влияния. Это такие факторы, как политика, экономика, социум и технологии.

Выделяют две вариации этого вида анализа: STEP- и PEST — анализ. Первый вариант используется в странах со стабильной политической системой и развитой экономикой. Поэтому основной упор делается на оценку социальных и технологических факторов. Для стран со слаборазвитой экономикой или с переходной экономикой применяется PEST-анализ. В этом случае особое внимание уделяется оценке экономики и политики.

Анализ внешней среды позволяет руководству компании создать систему мониторинга за внешними процессами на рынке для разработки стратегий развития компании, снижения рисков и прогнозирования будущей деятельности.

Выбор инструментов реализации стратегии маркетинга

Все компании стремятся к росту доли на рынке, повышению конкурентоспособности. В этой связи разрабатываются следующие маркетинговые стратегии:

  • стратегия сохранения доли на рынке;
  • стратегия увеличения доли на рынке;
  • стратегия сокращения рыночной доли.

Для реализации указанных стратегий необходимо выбрать конкретные инструменты в зависимости от конкурентного положения компании на рынке.

Маркетинговые стратегии и инструменты для их реализации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 5. Маркетинговые стратегии и инструменты для их реализации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные отличия в инструментах реализации стратегий маркетинга связаны с возможностями и потенциалом предприятий. Компании-лидеры рынка имеют больше возможностей, так как обладают достаточными финансовыми, производственными, трудовыми ресурсами. Это позволяет им с меньшими затратами расширять долю на рынке.

Замечание 2

Выбор инструментов реализации стратегии маркетинга расширения рыночной доли основан на результатах исследования внутренней и внешней среды компании, что дает возможность принимать эффективные управленческие решения.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анастасия Александровна Урядина

Эксперт по предмету «Маркетинг»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис