Определение и суть матрицы
Матрица McKinsey (модель Маккинси, или ее еще называют матрица General Electric, или матрица «привлекательность отрасли — конкурентоспособность») – это инструмент портфельного анализа, используемый для создания стратегии развития каждой ассортиментной группы, имеющейся в арсенале компании.
Такая матрица состоит из 9 сегментов, которые образуются при пересечении параметров исследуемых показателей, необходимых для сравнительного анализа стратегических направлений деятельности компании.
Впервые матрица McKinsey была разработана и представлена компанией General Electric и консалтинговым агентством McKinsey & Со, откуда и получила свое наименование. Эта модель многофакторного анализа стала одной из наиболее популярных для стратегического исследования.
В основе модели лежит использование весовых коэффициентов, необходимых для построения модели, и учетов тенденций развития данной отрасли. Модель General Electric дает возможность получить ответы на следующие вопросы анализа:
- какое направление деятельности компании необходимо развивать
- какое направление в долгосрочном периоде принесет убытки
- конкурентоспособность каких продуктов необходимо повышать
- какие направления/товары станут приоритетными для продвижения и их последующего развития
- какой способ распределения ресурсов станет наиболее эффективным для компании
- инвестиции и ресурсы на какие направления необходимо сокращать
Показатели модели
Матрица McKinsey основывается на двух показателях: привлекательности рынка (существующего или потенциального – в зависимости от цели исследования) и конкурентоспособность товара на этом рынке.
Критерии оценки первого показателя – привлекательности рынка происходят из анализа внешней и внутренней среды (например, из SWOT-анализа) и приводятся на оси X. Критерий конкурентоспособности же компания определяет самостоятельно, исходя из опыта ведения деятельности на рынке, либо исходя из мнений приглашенных экспертов, и проставляется на оси Y.
Построение матрицы
После того, как определены факторы для каждого из показателей и проставлены оценки значимости по каждым из них, начинается построение матрицы. Все анализируемые продукты изображаются в виде кружков, центры которых располагаются на пересечении соответствующих значений. Размер кружка соответствует объему продаж.
Рекомендуется использовать следующие стратегии для товаров из каждого квадранта:
- Вопрос: сохранение и поддержание позиции на рынке с помощью инвестиций для дальнейшего роста или с помощью концентрации усилий для поддержания сильных сторон товара.
- Победитель 2: инвестиции в сильные стороны бизнеса, укрепление уязвимых позиций.
- Победитель 1: инвестиции в рост с помощью специализации на отдельных выгодных товарах, выявления и устранения слабых сторон или ухода с рынка в случае, если показания к дальнейшему росту отсутствуют.
- Проигравший 1: инвестиции в привлекательные сферы бизнеса, противодействие товарам-конкурентам, увеличение производительности для роста доли прибыли.
- Средний бизнес: поддержание существующей деятельности, инвестиции в наиболее прибыльные сегменты с наименьшей долей риска.
- Победитель 3: «сбор сливок», поддерживаемый поиском путей расширения бизнеса, минимизация инвестиций, совершенствование производственно-сбытовых процессов.
- Проигравший 3: акцент на зарабатывание текущих денег, концентрация внимания и инвестиций на привлекательных сегментах, поддержание сильных сторон компании.
- Проигравший 2: укрепление позиций на наиболее прибыльных сегментах, усовершенствование товарного ассортимента, минимизация инвестиций.
- Проигравший 1: уход с рынка, распродажа складских запасов по выгодным ценам, снижение постоянных издержек, прекращение инвестиций.