Маркетинговый анализ и его значение
Маркетинговый анализ является одним из самых сложных видов маркетинговой деятельности, поскольку всегда содержит в себе элемент предвидения непростого и противоречивого социально-экономического объекта - рынка. Из этого следует, что содержание и формы маркетингового анализа деятельности предприятия зависят прежде всего от вида рынка, на котором оно работает, а также от внешних и внутренних условий, в которых предприятие развивается и которые могут существенно отличаться.
Заметим, что значение маркетингового анализа в процессе принятия управленческих решений состоит в том, что на основе обработанной информации и выявленных взаимосвязей в маркетинговой среде принимаются такие решения: совершенствование маркетингового управления конкурентоспособностью предприятия, обоснование характеристик товара и объемов их выпуска, а также системы ценообразования , выбор форм сотрудничества с посредниками, формирование коммуникационной политики и расчет бюджета на коммуникационные мероприятия, повышение эффективности системы маркетинга предприятия.
Направления маркетингового анализа
Одним из важных направлений маркетингового анализа является анализ комплекса маркетинга предприятия, предусматривает оценивание четырех его составляющих: товара, цены, дистрибуции и продвижения.
-
Анализ маркетинговой товарной политики содержит изучение товара (по основным функциям, по параметрам продукта (качеством), по набору сопутствующих услуг), анализ его жизненного цикла, анализ конкурентоспособности. Также важное значение в процессе оценки маркетинговой товарной политики должно отводиться анализа нового товара, содержащего оценку привлекательности идеи, сравнение концепции нового товара с имеющимися на рынке товарами с точки зрения интенсивности потеребить и уровня ее удовлетворения. Методическим инструментарием анализа номенклатуры и ассортимента товаров является АВС, XYZ-анализ. В общем проведения анализа различных направлений маркетинговой товарной политики показывает, что последняя как самостоятельная целостная система требует принятия управленческих решений, касающихся отдельных товарных единиц, ассортиментных групп, упаковки, торговой марки, сервисного обслуживания и тому подобное. Поэтому система товарной политики входит в комплексную систему управления предприятием.**
-
Анализ цен является необходимой составляющей маркетингового анализа, позволяет взвешенно манипулировать ими с целью получения максимальных прибылей. Разрабатывая собственную ценовую политику, предприятие должно четко представлять себе, что цена не существует сама по себе, цена всегда определяет определенные средства удовлетворения потребительского спроса. С этой точки зрения центральным элементом принятия решений в ценовой политике есть понятие «цена - качество», которое должно максимально соответствовать требованиям рынка и целям предприятия.
-
В процессе анализа дистрибуционной политики осуществляется выбор эффективной системы каналов и методов сбыта по конкретно определенным рынкам. Это означает, что производство продукции с самого начала ориентировано на конкретные формы и методы сбыта и благоприятные условия. Поэтому при разработке сбытовой политики необходимо определить оптимальные направления и имеющиеся средства, необходимые для обеспечения высокой эффективности процесса реализации товара. Это позволит осуществить лучший выбор организационных форм и методов сбытовой деятельности, направленных на достижение конечных результатов.
-
Когда проводится оценка маркетинговой политики коммуникаций, нужно учитывать, что она обслуживает все три составляющие маркетинговой деятельности: работа с товаром, ценовую политику и каналы распределения этих товаров. Сложность анализа коммуникаций обусловлена субъективизмом оценки, а именно - разнообразием адресатов, изменчивостью факторов внешней среды, разнообразием факторов, которые влияют на поведение покупателей, ошибками работников. Анализ маркетинговой политики коммуникаций позволяет провести оценку системы управления рекламной деятельностью предприятия, направленной на достижение конкретных экономических результатов в соответствии со стратегическими целями предприятия. Анализ экономических результатов рекламных мероприятий проводится с учетом оценку эффективности рекламы. Сложность изучения экономической эффективности рекламы заключается в том, что на оптимальность и управления рекламой влияет множество факторов, основными из которых являются конкуренция, цена товара и прибыльность. Анализ стимулирования сбыта в системе маркетинговых коммуникаций позволяет оценить средства стимулирующего воздействия, способствующие ускорению или усилению реакции рынка в ответ.
-
Определение эффективности маркетинговых мероприятий как одно из направлений маркетингового анализа имеет очень важное значение, особенно на стадии принятия решения в проведении конкретного мероприятия. Под эффективностью маркетинговой деятельности следует понимать соотношение результата от маркетинговых мероприятий и затрат на них. При реализации маркетинговых мероприятий важными аспектами являются выбор решения, организация его осуществления и определения путей реализации. Следует заметить, что основной составляющей маркетинговой деятельности является анализ рыночных процессов и тенденций развития самого предприятия.
Место маркетингового анализа в процессе принятия решений
Нужно отметить, что основным методологическим принципом в организации процессов принятия решений является системный подход к анализу ситуации в маркетинговом менеджменте. Специфика системного подхода предполагает объективную возможность относить ту или иную задачу к компетенции соответствующего уровня управления. Таким образом, системный подход, рациональная последовательность операций при анализе конкретной рыночной ситуации позволят руководству предприятия принять эффективное маркетинговое управленческое решение с минимальной степенью риска.
Обобщая вышеизложенные результаты проведенного исследования, хотим отметить, что в современных условиях хозяйствования, прежде чем выбрать стратегию развития, предприятиям необходимо провести маркетинговый анализ, который является средством, обеспечивающим руководство предприятий информацией об изменениях маркетинговой среды с целью усовершенствования системы управления, а также способствует расширению возможностей действия всех рычагов повышения результативности деятельности предприятий, гибкости производства и ориентации на удовлетворение потребностей потребителей.
Итак, маркетинговый анализ является методологической основой для принятия стратегических и оперативных маркетинговых управленческих решений в деятельности любого предприятия.