Кто такие маркетинговые посредники?
Маркетинговые посредники – это физические лица и организации, которые на возмездной основе (чаще всего, денежной) выполняют определенные функции в сфере реализации товаров и услуг фирмы.
Иначе под маркетинговыми посредниками следует понимать, оказывающих помощь в продвижении, реализации и распространении продукции фирмы конечным потребителям. В роли маркетинговых посредников могут выступать как юридические, так и физические лица. Основным критерием их отнесения к категории маркетинговых посредников выступает выполняемые ими функции по части содействия в реализации и доставке продукции потребителям.
Наличие маркетинговых посредников особенно характерно для средних и крупных предприятий, использующих косвенные каналы сбыта. Под косвенными каналами сбыта следует понимать многоуровневые системы товародвижения, когда в процессе реализации товаров и услуг фирмы задействованы сторонние организации. Сегодня использование косвенных каналов сбыта и привлечение маркетинговых посредников не является редкостью, скорее – это обыденная практика.
Маркетинговые посредники при их привлечении в бизнес способны выполнять множество различных функций. Основными из них считаются:
- обеспечение физического перемещения товаров от места их изготовления к местам потреблений или приобретения;
- накопление и предпродажная подготовка товарной продукции;
- поиск потребителей;
- стимулирование продаж;
- страховая поддержка;
- кредитное обеспечение;
- пост-продажное обслуживание.
Как показывает практика, привлечение маркетинговых посредников в большинстве случаев существенно облегчает процессы реализации готовой продукции (товаров и услуг) конечным потребителям. Однако, не следует забывать о необходимости выстраивания взаимовыгодных отношения с посредниками и осуществлении постоянного контроля за их деятельностью (в той или иной форме).
В качестве примера маркетинговых посредников можно привести фирмы, специализирующиеся на организации товародвижения, компании-дистрибьюторы, финансовых посредников, а также агентства по оказанию маркетинговых услуг. Все они имеют свою специфику и особенности работы. Рассмотрим их более подробно.
Разновидности маркетинговых посредников
На сегодняшний день в системе маркетинга принято выделять четыре группы маркетинговых посредников (рисунок 1).
Рисунок 1. Основные виды маркетинговых посредников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основной задачей фирм по организации товародвижения выступает обеспечение физического продвижения товарной продукции от товаропроизводителя к потребителям. К числу таких организаций могут быть отнесены компании, специализирующиеся на складировании, транспортировке компаний, а также пост-продажном обслуживании покупателей. Обычно они осуществляют полный комплекс мероприятий, обеспечивающих движение продукта от производителя к потребителю.
Дистрибьюторы призваны обеспечивать каналы распространения товаров и услуг. К ним могут быть отнесены торговые посредники, розничные, оптовые и мелкооптовые распространители. Их основной задачей выступает стимулирование сбыта и организация продаж.
Финансово-кредитные посредники оказывают помощь в финансировании и/или страховании сделок. К ним могут быть отнесены банки, биржи, а также различного рода кредитные и страховые организации. Как показывает практика, многие компании в действительности зависят от данной группы маркетинговых посредников, оказывающих помощь в финансировании сделок и страховании рисков, связанных с куплей-продажей товарной продукции.
Агентства по оказанию маркетинговых услуг специализируются на проведении маркетинговых исследований, планировании и реализации рекламных кампаний, разработке программ по стимулированию сбыта и привлечению клиентов и пр. К числу подобного рода организаций относятся рекламные и маркетинговые агентства, консультационные компании, посреднические конторы и иные организации, предоставляющие услуги, которые, так или иначе, способствуют достижению целей фирмы и рыночному продвижению выпускаемых ею товаров и услуг. Все они, в той или иной форме оказывают компании содействие по части выбора нужного рынка и продвижения товаров на нем. К выбору данной группы маркетинговых посредников следует подходить с особой осторожностью, поскольку каждый из них имеет собственные цены, свой творческий потенциал, качество услуг и уровень обслуживания.
Сущностное предназначение маркетинговых посредников
Маркетинговые посредники, наряду с поставщиками, являются одной из важнейших частей всей системы формирования потребительской ценности. Для того чтобы сформировать удовлетворительные отношения с клиентов, оптимизировать производство недостаточно; требуется наладить эффективные партнерские отношения с поставщиками и маркетинговыми посредниками.
В действительности, роль маркетинговых посредников в обеспечении процессов сбыта и реализации товарной продукции попросту огромна. Их привлечение способствует облегчению и ускорению процессов сбыта и реализации товарной продукции и услуг фирмы, расширяет географию продаж и обеспечивает, при прочих равных условиях, рост доли рынка.
В то же время, привлечение маркетинговых посредников не является панацеей и имеет определенные недостатки, ограничивающие возможности их использования. К подобного рода недостаткам (слабым сторонам) с определённой долей условности могут быть отнесены:
- сложность процессов контроля и управления;
- риски, связанные с неблагонадежностью посредников;
- удлинение цепи продаж.
Так или иначе, принимая решение о привлечении маркетинговых посредников, компания должна рационально взвесить все за и против (все их преимущества и недостатки) и, исходя из стоящих перед ней целей и задач, сделать окончательный выбор. Это выбор должно быть логичен и определенным образом обоснован. Число маркетинговых посредников может варьироваться в зависимости от потребностей фирмы и ее ресурсного обеспечения.