Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности маркетинговых коммуникаций в России

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Маркетинговые коммуникации / Особенности маркетинговых коммуникаций в России
Особенности маркетинговых коммуникаций в России

История развития маркетинговых коммуникаций в России

Маркетинговые коммуникации – это составная часть комплекса маркетинга, в состав которой входят реклама, стимулирование сбыта, PR, прямой маркетинг и личные продажи. В современных условиях основой деятельности компаний является поддержание и развитие долгосрочных взаимовыгодных отношений. Поэтому термин маркетинговые коммуникации уже не отождествляют с продвижением. Это набор инструментов, которые позволяют производителям и продавцам представлять себя своей целевой аудитории для стимулирования будущих продаж и формирования партнерских отношений.

Если рассматривать историю развития маркетинговых коммуникаций в России, то в ней выделяются три периода:

  • до 1917 г. – дореволюционный период;
  • 1917-1991 гг. – советский период;
  • с 1991 г. – современный период.

Готовые работы на аналогичную тему

Во время первого и самого длительного периода рекламная деятельность претерпевала значительные изменения. В начале своего развития реклама носила исключительно устный характер, затем стали появляться первые печатные станки: появилась первая пресса, а позже и первые рекламные агентства.

В советский период реклама получила новый поворот развития. С 1917 по 1922 гг. правительство наложило запрет на предпринимательство в сфере рекламы. После 1922 года запрет был снят и рынок рекламы стал развиваться. Но с 1929 до середины 1960-х гг. был снова наложен запрет на ведение рекламного бизнеса и коммерческую рекламу в прессе. К началу 80-х гг. и далее рекламная отрасль получила свое развитие в области государственной и кооперативной торговли. Реклама стала активно использоваться при продвижении товаров широкого потребления, увеличилось количество рекламных объявлений и сообщений в средствах массовой информации.

Замечание 1

В России реклама носила исключительно национальный характер. Это связано с народными традициями и обычаями, проведением ярмарок, яркими вывесками, лубочными картинками и литографическими плакатами

Особенности применения маркетинговых коммуникаций на отечественных предприятиях

В любой российской компании комплекс маркетинговых коммуникаций используется для роста эффективности своей деятельности, для продвижения продукции или услуг и формирования положительного имиджа. В зависимости от отрасли и специфики деятельности предприятия применяют рекламу, средства стимулирования сбыта, PR-мероприятия, методы прямого маркетинга или личной продажи.

Замечание 2

Популярным методом продвижения остается реклама. Наиболее распространена реклама потребительских товаров и услуг. Торговые компании, банки, сервисные организации используют различные виды рекламы в своей деятельности. Крупные компании могут позволить себе ролики на телевидении, малый бизнес применяет интернет-рекламу, рекламу в прессе, печатную и наружную рекламу.

В России предпринимательская деятельность в сфере рекламы регулируется федеральным законом «О рекламе». Это нормативный документ описывает права и обязанности рекламодателя, правила размещения рекламы и ограничения. Представители бизнеса обязаны следовать требованиям данного закона и региональным и местным положениям относительно размещения рекламных материалов.

Активно применяются средства стимулирования сбыта. Крупные торговые сети (Дикси, Пятерочка, Лента и др.) проводят промоакции, дегустации, розыгрыши и конкурсы для своих покупателей в целях привлечения большего числа потребителей и увеличения продаж.

Методы прямого маркетинга и личных продаж используют в основном в секторе B2B, в потребительском сегменте эти виды маркетинговых коммуникаций развиты в сфере косметики и парфюмерии (Орифлейм, Эйвон, Фаберлик и др.).

Мероприятия по связям с общественностью осуществляются главным образом в социальной сфере для создания положительного имиджа общественных организаций и привлечения спонсоров.

Характерные черты маркетинговых коммуникаций на российском рынке:

  • увеличение доли BTL-коммуникаций;
  • снижение эффективности традиционных методов продвижения;
  • развитие интернет-рекламы;
  • уход от массового маркетинга к персонализации;
  • усиление роли интегрированных маркетинговых коммуникаций.

Современные формы маркетинговых коммуникаций в России

Глобализация и интернационализация требует от российских компаний использовать прогрессивные методы продвижения своей продукции.

Замечание 3

Маркетинговые коммуникации обеспечивают предпринимателям информационный выход на потребителей, передачу целевой аудитории значимых сведений об организации, товарах/услугах или бренде

При этом компании достигаю следующие цели:

  • информирование перспективных потребителей о товаре/услуге и условиях продаж;
  • убеждение в приобретении именно этого товара или услуги;
  • осуществлять покупки в конкретных торговых точках;
  • побуждение сделать покупку в данный момент.

Поэтому маркетинговые коммуникации выполняют две важные функции: информационная и имиджевая. Первая функция направлена на внедрение в сознание потребителя положительной информации о товарах/услугах, их характеристиках и местах покупки. Вторая функция ориентирована на формирование образа компании, ее престижности и превосходства над конкурентами.

Традиционными элементами комплекса маркетинговых коммуникаций являются реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, прямой маркетинг и личные продажи. Современный потребитель имеет разнообразные потребности, требует новых форм их удовлетворения и широкие возможности выбора товаров или услуг. Особое значение для потребителя является свобода выбора, минимум затрат времени на поиск информации.

Создать эффективное рекламное предложение для современного покупателя становится все труднее. Для создания лояльных клиентов компании ищут новые способы продвижения товаров/услуг, привлекают потребителей в процесс создания для них блага. Особое значение имеет кастомизация товара, т.е. модернизация старой продукции под требования рынка и персонализация клиентов.

В связи с этим возрастает роль BTL-технологий, к которым относятся такие новые формы маркетинговых коммуникаций, как:

  1. методы прямого маркетинга (почтовые, e-mail sms и рассылки, e-коммерция);
  2. стимулирование сбыта (программы лояльности, промоакции, семплинг);
  3. событийный маркетинг (фестивали, конференции, презентации, юбилеи, спонсорство и благотворительные мероприятия);
  4. скрытая реклама товара или бренда в телепередачах, кинофильмах, книгах и пр.:
  5. использование нестандартных носителей рекламы;
  6. упаковка и мерчандазинг.